Пятница, 10 января 2025

Психолог для бабушки

Людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, особенно важна помощь психолога. Однако относятся они к нему нередко настороженно.
Около двух лет при Новгородском центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота» существует психологический патронаж. Его клиенты, мягко говоря, непростые, и основные проблемы, испытываемые ими, - одиночество и депрессия. Эти чувства возникают у пенсионеров преклонных лет после того, как они понимают: их собственные дети в них больше не нуждаются. Люди же с ограниченными возможностями испытывают порой элементарный недостаток общения.  
Так или иначе, но, по словам психолога центра Оксаны ПАВЛОВОЙ, причина душевного дискомфорта пожилых и инвалидов вызвана конфликтами в семье. Близкие просто устают от их присутствия и запросов. Например, в одной семье мама дочери-инвалида не хочет слушать её стихов и песен, в другой - не воспринимают советов бабушки. Как тут не вспомнить фразу Льва Толстого, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».
Безусловно, критические ситуации в подобных семьях не остаются незамеченными социальным работником центра. Естественно, в силу его занятости и других обязанностей уделить достаточно внимания проблеме и найти время на откровенную беседу со своими опекаемыми он не может. Однако соцработник приглашает психолога посетить дом, в котором, по его мнению, необходима помощь.
Рассказывает Оксана Павлова: «Я трачу время и пытаюсь растолковать бабушкам, что если они не будут думать о себе, то не смогут реально оценить проблему, которая происходит с их детьми, не смогут достойно выйти из конфликтной ситуации».
По наблюдениям Оксаны Павловой, каждый второй пенсионер 65-85 лет, находящийся на обслуживании в центре, нуждается в психологическом патронаже, поскольку испытывает затяжную депрессию. Положительный результат, считает она, достигается тогда, когда её подопечный по собственной инициативе приглашает её в гости, чтобы выговориться. И этого порой бывает достаточно для улучшения своего душевного самочувствия.
Спустя время для сотрудников центра стало очевидно - подобная психологическая услуга востребована их клиентами. Однако для них также понятно, что спрос на неё будет до тех пор, пока она будет оказываться бесплатно. Не так давно центр переведён в статус автономного учреждения, а значит, поставлен в условия зарабатывания денег. Если самые худшие опасения специалистов оправдаются и на психологическую поддержку в центре введут прейскурант, то нетрудно догадаться, что из-за своей неплатёжеспособности пенсионеры и инвалиды будут вынуждены отказаться от помощи психолога.
 
 Анна МЕЛЬНИКОВА