Пятница, 10 января 2025

В карете жизни

{thumbimage 150px 1}Завтра Новгородская скорая помощь отмечает 85 лет

18 мая 1926 года в протоколе заседания горздравотдела Новгорода было записано: «Постановили признать необходимым устройство суточных дежурств врачей в аптеке № 2. Если суточные дежурства почему-либо не приемлемы, установить ночные дежурства. Просить Горсовет о приобретении кареты скорой помощи». Кстати, по просьбе медиков санитарная карета была приобретена лишь в июле 1928 года.

Куда везти больного?

Прошёл почти век, сменились поколения врачей, Новгород вместе со всей страной пережил войну, относительно стабильную советскую эпоху и смену одного государственного строя другим, а проблема санитарной кареты по-прежнему актуальна.

Конечно, сегодня по различным программам Новгородская скорая помощь получает и транспорт, и есть подвижки к лучшему в условиях работы медиков, но вопросов у тех, кто ежедневно спасает наши жизни, к власти и чиновникам полно.

Пока же Андрей ФЕДОРОВ, заведующий станцией скорой медицинской помощи ММУ «Центральная городская клиническая больница», отвечает на вопросы журналиста.

- Сейчас активно обсуждается реформирование скорой помощи. Не так давно состоялось заседание, специально этому посвященное, под председательством министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой. На той встрече был высказан ряд предложений. Как могут упростить или усложнить вашу работу инициативы министерства?

- Все это действительно бурно обсуждается, и самой резонансной инициативой является введение должности фельдшера-водителя. Мое личное мнение - каждый должен заниматься своим делом. Фельдшер не может сидеть за «баранкой» и в то же время оказывать помощь больному. Если взять в виде примера районы нашей области, да и город также, где на вызов выезжает один фельдшер, то может возникнуть неприятная ситуация, когда он будет разрываться между дорогой и больным. А если машина сломается... Слишком много «если» возникает. Я считаю, эта реформа должна быть проработана и согласована со специалистами практического здравоохранения. Да, может, имеет право на существование должность фельдшера-водителя для санитарной авиации, когда на место вылетают целые бригады врачей, но для службы скорой помощи - это нереально, этого делать просто нельзя. Еще одно предложение - ввести должность водителя-санитара. Вот это, я считаю, наверное, правильно и логично. У нас сейчас нехватка санитаров - больные бывают тучные, и на такой работе должны быть задействованы мужчины. Поэтому сейчас у нас водители получают доплату за совмещение должности санитара.

Очередное положение реформы, отмечает Андрей Федоров, при крупных больницах будут открыты отделения экстренной медицинской помощи по типу западных отделений скорой помощи, с которыми все знакомы благодаря телефильмам. У нас в России кое-где сегодня такие отделения уже существуют. Основной задачей при организации данных отделений должна быть четкая спланированность их работы: обязательно необходимо предусмотреть разделение потоков пациентов, в отделении должны работать все специалисты, которые есть в стационаре, круглосуточно. Суть отделения - развести экстренные и плановые потоки больных, полностью обследовать поступивших больных, установить клинический диагноз и назначить необходимую терапию. Сделать это в Великом Новгороде можно, но содержать такое отделение, кстати, очень дорого. Да и с кадрами проблема... Организация городской больницы скорой помощи в целом помогла бы новгородским специалистам, ведь есть техническая проблема: когда одна смена специалистов сдает дежурство другой, всегда встает вопрос - куда везти в этот момент больного?

- В этом году, хочу отметить, - рассказывает Андрей Федоров, - и по городской, и по областным программам у нас предусмотрена закупка санитарного транспорта, который для скорой помощи, без преувеличения, - главное. Основное требование к нему - чтобы он был качественный, ведь наши дороги быстро приводят в негодность машину. И еще, он должен быть удобным, чтобы создать комфортные условия для работы персонала и транспортировки больных.

У порога вечности

{thumbimage 150px 1}Николай ГОРБАНЬ, врач анестезиолог-реаниматолог выездной бригады скорой помощи, вытаскивает людей с того света. Так несколько претенциозно, но зато верно можно передать суть работы молодого специалиста.

В скромной комнатке на станции скорой помощи, где между вызовами отдыхает бригада, он свой человек с 2005 года. Тогда, заканчивая интернатуру, Николай еще вникал в тонкости работы врача скорой помощи, ныне же он сам может передавать опыт молодым коллегам, приходящим работать сюда. По его словам, за шесть лет произошли изменения к лучшему: появились новые медикаменты и аппаратура, «УАЗы» сменили «Газели», и более того, бригада Горбаня сегодня работает на «Фиате».

Инфаркты и ДТП для Николая давно перестали быть чем-то особенным. Каждую неделю одного-двух новгородцев реаниматолог возвращает к жизни, используя свое искусство врача. И если в первый раз молодой специалист более всего был поражен тем, что теоретические знания действуют и на практике, то сегодня он просто борется за жизнь людей. В отношении к этой борьбе, по словам моего собеседника, многое - от фатализма. Если реанимировать умирающего удается - чувствуется удовлетворение от хорошо сделанной работы, от того факта, что ты успел. Если нет, то человек просто уходит, значит, его время на земле вышло. Николай Горбань, как и его коллеги, - верующий человек, и быть другим при такой работе ему сложно.

И все-таки Николай, несмотря на его уникальный опыт, - далеко не самый старший сотрудник Новгородской скорой помощи: фельдшер Лидия ГРИГОРЬЕВА проработала на станции уже 33 года. Каждую свою смену она так же переживает и волнуется за больных, как и в первый раз. Причиной всему, по ее словам, является непреложный постулат: относись к больному как к самому себе. Этого добивался от своих подчиненных Изяслав Борисович Шульман, руководивший Новгородской скорой помощью более полувека, так заставляет поступать Лидию Петровну ее внутреннее убеждение. Отвечая же на вопрос - довольны ли вы условиями своей работы, фельдшер сначала даже не поняла того, что журналист прежде всего интересовался зарплатой специалиста. Собеседница начала рассказывать о новых лекарствах, аппаратуре...

Конечно, эта работа делается не ради денег, а по велению сердца. К тому же порой приходится общаться не с теми, кто серьезно болен или вообще стоит на грани жизни и смерти, а с людьми, злоупотребляющими правом вызвать скорую помощь. Но даже с алкоголиками, с неадекватными людьми Лидия Петровна всегда держит себя подчеркнуто спокойно и корректно, потому что она знает: слова «труд» и «трудности» - однокоренные.

Томас ТОММИНГАС
Владимир БОГДАНОВ (фото)