Пятница, 10 января 2025

Фёдоровская фантомность

{thumbimage 150px 1}Как на 750 метрах одной улицы умещаются три измерения
Эта улица хоть и невелика по протяженности, всего-то 750 метров, но сердцу новгородцев всегда была мила — как в средние века, так и сегодня. Она является центральной магистралью торговой стороны и рассекает её на южную и северную части. Проходит улица от моста Александра Невского до Земляного вала на востоке города, переходя затем в автодорогу, ведущую в Москву. 
Кстати, первое упоминание о ней относится к 1360 году. В те стародавние времена она проходила вдоль северного берега Фёдоровского ручья, который до наших дней не сохранился.

Измерение первое. Историческое

За несколько веков своего существования улица и объекты, находящиеся на ней, обросли своими легендами и оказались в разных пространственно-временных измерениях.
Минуя сухие исторические сведения, которыми всех желающих насытит любой путеводитель по Новгороду, остановимся на самых примечательных и неожиданных фактах истории Фёдоровского ручья.
Первое упоминание улицы в летописи связано с её главной исторической достопримечательностью — церковью Федора Стратилата на ручью. Храм был заложен в 1360 году новгородским посадником «Семеоном Ондреевичем с боголюбивою матерью своею».
Того, что церковь в дальнейшем станет классическим образцом для последующего строительства новгородских храмов, новгородский боярин, возможно, и не предполагал, зато мысль об использовании здания не по назначению, кажется, в голове держал. В толще западной стены церкви и под лестницей в южной стене были сделаны несколько потайных ящиков, предназначенных, скорее всего, для хранения ценностей, — мастерством строителей храм для отдельных его посетителей превратился в сейф. Кстати, в церкви Федора Стратилата есть ряд помещений, определить назначение которых историки не смогли, однако есть мнение, что в одном из закутков мог проводить ночи живший на Торговой стороне и почитаемый горожанами Федор Юродивый.
Другая интересная деталь из истории храма связана с авторством его фресок. Долгое время в научных кругах бытовало предположение о том, что расписать церковь Федора Стратилата на ручью мог Феофан Грек. Впрочем, гипотеза не подтвердилась и уже в послевоенный период растеряла всех своих сторонников. На сегодняшний день несомненным является то, что расписывала церковь артель мастеров, в которую входили и греческие, и новгородские живописцы.
— В росписи храма четко прослеживаются две манеры, и их анализ даёт возможность предположить, что ведущим живописцем был грек — это объясняет наличие в храме греческих надписей. Однако вторая манера росписи несомненно принадлежит новгородцу, — рассказывает ведущий научный сотрудник Новгородского государственного музея-заповедника Татьяна ЦАРЕВСКАЯ. — Фрески храма уникальны во многом потому, что в них мастера сумели передать движение и экспрессию. Это прослеживается во всех фресках, но особенно впечатляет Иуда на виселице. Качание его тела обозначено двумя парами ног.
Во время войны в церкви Федора Стратилата размещались солдаты испанской дивизии, которые уничтожили множество старинных фресок и спалили в печах весь иконостас. Когда же советскими солдатами была начата операция по освобождению Новгорода, захватчики превратили церковь в огневую точку.
Несмотря на серьезные повреждения, полученные церковью во время войны, на сегодняшний день она является одним из немногих храмов Великого Новгорода, который не нуждается в срочной реставрации. Более того, рядом с храмом производилась срезка грунта, благодаря чему новгородцы могут его лицезреть в полную величину, таким, каким его когда-то задумал новгородский посадник Семеон Андреевич.

Измерение второе. Космическое

Церковь Федора Стратилата — несомненно жемчужина улицы Федоровский ручей, однако многим новгородцам улица памятна отнюдь не её духовной атмосферой.
Пятьдесят лет назад, 18 апреля 1961 года, решением Новгородского городского исполкома улица была названа проспектом Гагарина. Название это являлось официальным до сентября 1991 года, когда проспект вновь обратили в улицу и назвали Федоровский ручей. Однако Гагарин, лучезарная улыбка которого стала символом прорыва, победы и радости советского человека на все века, — и по сей день в памяти новгородцев. В 1991 году исторические названия были возвращены 40 улицам, но если о том, что Людогоща когда-то была Советской, все давно забыли, то фраза «остановите на Гагарина» в новгородских маршрутных такси звучит до неприличия часто.
Причиной такой долгой памяти, кроме незабываемого обаяния первого космонавта, может служить наличие на улице Федоровский ручей торгового центра «Гагаринский», который расположился в здании завода имени Ленинского Комсомола, бывшего НПО «Планета», по производству полупроводниковых приборов. На фасаде находится изображение троицы, символизирующее развитие советской молодежи: молодые красноармеец с винтовкой, рабочий и космонавт. Последний, устремляясь ввысь, машет новгородцам рукой: не то приветствует, не то прощается, но о Юрии Гагарине забыть не даёт.

Измерение третье. Топонимическое

Действительно, названия улиц в сердцах горожан порой живут значительно дольше, чем в документах. Исчезнувшие на бумаге топонимы образуют в городской среде новое фантомное измерение, и один из самых интересных его закоулков — улица Федоровский ручей. Кстати, распространенное среди новгородцев ударение на первый слог «ручей» — отнюдь не свидетельство неграмотности, а всего лишь северорусское произношение.
И наконец, подробнее расскажем о собственно ручье и о названиях прилегающих к нему территорий. Согласно книге «Улицы Великого Новгорода» Ольги Запольской и Сергея Моисеева, этот водный поток известен с 1105 года. Северный берег ручья именовался Фёдоровской набережной, южный — Коржевой. В конце XIX века западная часть Коржевой набережной была переименована в Лерховскую, а в 1919 году Коржевая улица получила новое название в честь революционера С.М. Нахимсона. На этом топонимические метания не завершились. В 1946 году Нахимсон исчез с карты города, а улица получила название набережной Фёдоровского ручья. Однако в 1954 году и ручей приказал долго жить и превратился в очередной фантом. Засыпали его при строительстве моста Александра Невского через Волхов. Затем улицу превратили в проспект и назвали его именем Гагарина, и далее по списку.
Федоровский ручей с проспектом имени космопроходца мирно уживались бы и дальше, но в этом году состоялось переименование проспекта Карла Маркса в Воскресенский бульвар. И сразу же посыпались новые предложения в духе: «А давайте переименуем еще…». Два самых громких связаны с возвращением названий Григоровскому шоссе и проспекту Гагарина. Последнее предложение поступило от новгородских ветеранов.
— Думаю, что оно бесперспективно, — поделилась своими мыслями профессор, член топонимической комиссии Татьяна ШМЕЛЁВА, – по крайней мере, не в этом составе комиссии. Я — противник любых переименований несмотря на то, что с топонимикой в городе творится что-то ужасное. Названия наших улиц не упорядочены, некоторые произносятся с трудом, но надо понимать, что любое переименование — это надрыв, найдутся люди, которым старое название будет дорого. Карла Маркса отстоять мы не сумели, но я надеюсь, что это было последнее переименование. Что касается Гагарина, то, насколько мне известно, его именем будет названа улица в Кречевицах. Грустно только, что сейчас там не осталось ни одного лётчика. В обращении ветеранов содержится мнение о том, что название торгового центра «Гагаринский» оскорбляет имя великого человека. Этой точки зрения я не разделяю, и подобная форма памяти у меня не вызывает протеста. Это нормально, когда какой-то объект исчезает, а его имя переносится на другой объект.
Подытоживая, хочется добавить, что пока все три измерения на Фёдоровском ручье уживаются без особых трудностей: фантомный ручей, улыбающийся, но никогда не бывавший в Новгороде Юрий Гагарин и вполне осязаемая церковь Фёдора Стратилата на ручью. На том и стоим.
 
Алина БЕРИАШВИЛИ
Фото Владимира БОГДАНОВА