{thumbimage 150px 1}Искусствовед Людмила СЕКРЕТАРЬ написала первую научную монографию о новгородских монастырях
Удивляющиеся обилию храмов гости Великого Новгорода поразились бы этому еще сильнее, узнай они, что когда-то здесь можно было увидеть куда больше. Возможно, и многих новгородцев заинтересует тот факт, что, прогуливаясь по ближайшим окрестностям города, а то и в нем самом, они частенько бродят ровно по тем местам, на коих некогда процветали святые обители с диковинными, почти уже забытыми именами: Лисицкий монастырь, Радоковицкий, Аргамаков, Сковородский.
Однако даже более достойным удивления здесь видится другое: за два века изучения истории монастырей древнейшей русской епархии по этой теме до сих пор не было издано научной монографии. Ни единой! Впрочем, прискорбное сие обстоятельство осталось теперь позади: не прошло и тысячи лет от основания первых новгородских монастырей, а книга по их истории уже написана, в данный момент печатается и в ближайшее время выйдет наконец к своему читателю.
Широко и заслуженно известна
Лучшая рекомендация для данного издания — имя автора: заслуженный работник культуры, искусствовед Людмила Андреевна Секретарь. Это четвертая ее книга, первые три — «По Приильменью» (написанная в соавторстве), «Дома, события, люди. Новгород XVIII — начала XX века» и «Новгородская духовная семинария». Кроме того, Людмила Андреевна — автор около 200 статей в научных сборниках и периодике, не считая энциклопедических статей, путеводителей и брошюр. Столь мощный вклад в новгородику, помноженный на репутацию добросовестного и бескомпромиссного исследователя, сделал имя автора широко и заслуженно известным — любой мало-мальски интересующийся историей Новгорода человек на знакомство с изысканиями Людмилы Андреевны просто обречен.
И всё же новая ее книга заметно отличается от предыдущих: и монументальностью темы, и необъятностью материала, и даже качеством издания. Можно ли сказать, что она — главный труд жизни?
— Можно, — соглашается Людмила Андреевна. — Тем более что на создание этой книги у меня ушла заметная часть жизни — 16 лет.
Зона повышенной святости
Книга «Монастыри Великого Новгорода и окрестностей» — роскошно изданный фолиант объемом в 600 страниц, снабженный научным аппаратом и обильно иллюстрированный. Всю иллюстративную часть взял на себя известный новгородский фотограф Александр Орлов.
Весь текст разбит на три огромные главы. Обычно такие гигантские порции текста именуют частями, разделами или даже книгами, а тут — главы! Впрочем, в данном случае членение на главы символично и создает подобающий теме образ: фундаментальный труд Людмилы Андреевны обретает трехглавие — наподобие столь любимого ею Георгиевского собора Юрьева монастыря.
Первая глава под названием «История новгородских монастырей» состоит из четырех частей, которые в свою очередь подразделяются на более мелкие главки. Это хронологически выверенный пространный очерк о жизни новгородских обителей от начала XII века до наших дней во всех аспектах: духовном, политическом, экономическом, архитектурном, просветительском и так далее. И, разумеется, в контексте отечественной истории, в первую очередь — новгородской. В сущности, одну только эту главу можно было бы издать как самостоятельную, законченную книгу.
Остальные две главы посвящены непосредственно монастырям: вторая глава — сохранившимся, третья — утраченным, в соотношении 25 к 39. По каждому из них здесь собрано всё, что только можно было найти сегодня достоверного.
Тираж еще не напечатан, в Новгороде книга представлена пока единственным, сигнальным экземпляром, и тем не менее она уже успела вызвать в научных кругах заметный резонанс. Многие называют ее уникальной. Уникальность в том, что это — первая монография?
— Это первое комплексное исследование по данной теме за весь период ее изучения, — уточняет Людмила Андреевна.
— Но ведь есть же в изучаемых вами монастырях какая-то уникальная особенность?
— Есть: я не знаю на Руси больше ни одного города, окруженного столь же плотным кольцом обителей — 64 монастыря, включая городские! Это исключительно новгородский феномен. Причем в самом Новгороде монастырей сравнительно немного было, располагались они главным образом за пределами Окольного города.
— За пределами Окольного города лежала огромная епархия — аж до Белого моря, с монастырями вплоть до Соловецкого.
— Да, но я и не ставила себе задачи написать историю всех обителей Земли Новгородской. В названии же указано: Великий Новгород и окрестности.
— Как широко вы определяете окрестности?
— Радиусом в 25—30 километров. Самый дальний из описанных монастырей — Николаевский Понедельский — от Новгорода 24 версты. У меня, кстати, есть много материалов и по более удаленным монастырям, но они уже за пределами темы моей книги.
Дорога к храмам
К теме своей книги Людмила Андреевна шла по жизни, может, поначалу и неосознанно, но уверенно, ни разу не сбившись с этой дороги к храмам, монастырским, как оказалось. Началось с того, что, окончив историко-филологический факультет нашего пединститута, она без колебаний предпочла филологии историю и пришла работать в музей.
В историческом отделе музея ей досталась тема «История промышленности». Сделав несколько основательных докладов по писчебумажной и керамической отраслям, сферой промышленности она, однако же, так и не прониклась, и вскоре перешла из исторического отдела в архитектурный. Там, в качестве уже искусствоведа, занялась изучением дворянских усадеб Новгородчины.
Занятия историей архитектуры предопределили ее переход в середине 1970-х из музея в знаменитую Специализированную научно-реставрационную производственную мастерскую. Там Людмиле Андреевне посчастливилось работать с самим Леонидом Егоровичем Красноречьевым — она собирала материалы по его реставрационным объектам. Среди них оказалось немало и монастырских построек. Так в сфере ее научных интересов впервые замаячили новгородские монастыри.
Работала бы она в реставрационной мастерской и по сей день, если б не всесокрушающая перестройка, практически уничтожившая к середине 1990-х великую новгородскую реставрацию. В музей Людмила Андреевна вернулась уже автором множества публикаций, имея за плечами огромный исследовательский опыт и солидный багаж накопленного материала.
— Директор музея Николай Николаевич Гринев, когда брал меня в 1994 году на работу, спросил, какую бы тему я хотела взять. Я предложила ему на выбор ряд тем, и монастыри в том числе…
Разумеется, мудрый Гринев выбрал монастыри.
Людмилы Андреевны на марше
Понятно, что вышедшая книга — прежде всего осмысление невероятного количества документов и свидетельств. Наверное, были среди них и свои какие-то архивные открытия?
— Открытия были, — подтвердила Людмила Андреевна, — но почему только архивные? Мы, например, определили точное местоположение ряда полностью утраченных монастырей — Мостищского, Сутоцкого, Перекомского, Понедельского, Взвадского…
— И сами там были, своими ногами на тех местах постояли?
— Не только постояли — мы этими ногами всё Приильменье пешком прошли!
«Мы» — это две Людмилы Андреевны, Секретарь да Филиппова, которая долгое время заведовала музеем «Витославлицы», тоже искусствовед. За четыре летних сезона неутомимые тезки вдоль и поперек исходили всё Поозерье и другие окрестности Новгорода, ближние и дальние. Изредка балуя себя попутками, но преимущественно пешком. Результатом этого паломничества стала их общая книга «По Приильменью», в которой, правда, дорожные приключения никак не отражены.
— А приключений в тех экспедициях было сколько угодно, — оживляется Людмила Андреевна. — К примеру, когда мы с Красноречьевым в Рёконьскую пустынь ходили, к нам медведь пожаловал: утром возле костра, у которого мы ночевали, обнаружились свежие медвежьи следы. А в тех местах, как потом нам сказали, медведь только что почтальона задрал.
— Страшнее медведя было что-нибудь?
— Было — пьяный мотоциклист. Мы тогда с Филипповой пристроились к экспедиции Петрозаводского университета, страшно устали, и нас взялся подвезти на мотоцикле один местный житель — любезный, но абсолютно невменяемый. Как живы остались, до сих пор не понимаю, но самим идти сил уже не было…
Медведи, опасные аборигены, непроходимые болота и прочая романтика. Можно ли после этого назвать новгородское искусствоведение тихой архивной работой?
* * *
И последнее, самое в книге непонятное, — тираж, который в выходных данных никак не обозначен: каким он будет, хоть примерно?— Понятия не имею, — признается Людмила Андреевна, — знаю только, что хоть каким-нибудь, да будет. И еще знаю, что на объем тиража, а значит, и на себестоимость издания, могут повлиять заявки.
Заявки на определенное количество экземпляров уже подали несколько организаций, в числе которых областная администрация, епархия, музей, книжные магазины и даже банки. Обсудить эту тему и сегодня еще не поздно — с зампредседателя областного комитета культуры Олегом Викторовичем Демидовым по телефону 63-58-47. Обидно ведь получится, если столь нужной книги о Новгороде как раз новгородцам и не хватит.
Алексей ГЕОРГИЕВ
Владимир БОГДАНОВ (фото)