Пятница, 10 января 2025

Демографический диагноз

{thumbimage 150px 1}В прошедшем году в Новгородской области в результате прерывания беременности на свет не появилось почти 6 000 малышей. 89% абортов были сделаны по желанию женщин, а не по медицинским показаниям.
В вопросе искусственного прерывания беременности Россия навсегда обрела не столь приятное лидерство.
Именно наша страна оказалась первым государством, легализовавшим «аборт по просьбе» в 1920 году. Западные страны осуществили полную легализацию аборта почти на 40—50 лет позже.  Мера эта была направлена прежде всего против криминальных, то есть непрофессиональных, абортов, и их число действительно удалось значительно сократить. Однако и другие результаты не заставили себя ждать, статистика ежегодно свидетельствовала о неуклонном росте числа абортов. Запрещены аборты «по просьбе» были только в 1936 году. И вновь разрешены в 1955-м. Пик числа абортов пришёлся на 1964 год — 5,6 млн., что было максимальным за всю историю нашей страны.
В последние два десятилетия, когда Россия прочно укрепилась в рейтинге вымирающих стран, все острее стал звучать вопрос: сможет ли отмена абортов выправить демографическую ситуацию?

Русский крест

В 2010 году в Новгородской области зафиксировано незначительное снижение числа абортов, если быть абсолютно точными — 5972 случая по сравнению с 6600 абортами в 2009 году. Правда, радоваться нам пока рано, об этом свидетельствует следующий показатель: в нашей области из тысячи женщин детородного возраста (15—49 лет) 36 делают аборты, а в России — лишь 30. На 100 родов на Новгородчине приходится 83 аборта, показатель по всей стране — 66 абортов на 100 родов. Впрочем, ситуация эта характеризует обстановку в регионе лишь частично. Во многом потому, что в  Новгородской области учитываются все сделанные аборты, в Москве же и Петербурге женщины зачастую ложатся на аборт в частные клиники, которые не представляют затем никакой статистической информации о количестве проведенных ими абортов.
Кстати, вопреки сложившемуся мнению, с точки зрения медицины, аборт (от лат. abortus — «выкидыш») — это любое прерывание беременности, в том числе и самопроизвольное, а не только искусственное. Абортом считается прерывание беременности на сроке до 28 недель, более позднее — это преждевременные роды. Согласно законодательству РФ прервать беременность без объяснения причин женщина может на сроке до 12 недель, для абортов по медицинским показаниям срок значения не имеет.
Наряду с незначительным сокращением числа абортов — значительное сокращение репродуктивного потенциала области. Ежегодно женщин, находящихся в детородном возрасте, на Новгородчине становится все меньше и меньше. Причина — сокращение населения области, начавшееся в 90-х годах прошлого века. Девушки, которые сейчас могли бы вступить в детородный возраст, восемнадцать лет назад просто не родились. Так, в Новгородской области в 2010 году число женщин репродуктивного возраста сократилось почти на 4 тысячи человек по сравнению с 2009 годом, и, судя по всему, сокращение это будет продолжаться. В демографии давно уже применяется термин «русский крест», характеризующий превышение числа умерших над числом родившихся в европейской части бывшего СССР. А у нас на Новгородчине — крест новгородский. И сколько нам его еще нести — неизвестно.

Хождение по мукам

В последние десятилетия были разработаны щадящие методы прерывания беременности. Основных способов три: на маленьких сроках можно прервать ее таблетками, другой вариант — мини-аборт, в этом случае беременность отсасывается воздухом и хирургически матка не выскабливается, ну и третий способ — выскабливание полости матки с помощью специального акушерского ножа — кюретки. 
— Для здоровья женщины опасен любой аборт, — говорит главный акушер-гинеколог Новгородской области Валерий МИШЕКУРИН. — Потому что в результате аборта травмируется шейка и внутренний слой матки, возможен занос инфекции, и, наконец, в организме женщины происходит гормональный взрыв, ведь в нём всё направлено на построение беременности, и вдруг в один момент беременность прерывается! Отсюда и осложнения, которыми так чреваты аборты. Риск бесплодия после аборта составляет 11%. А какие моральные и психологические страдания испытывает женщина после прерывания беременности, об этом знает только она сама.
Не менее страшные муки испытывает и плод во время аборта. С помощью современной техники специалисты давно доказали: перед абортом у него в разы учащается сердцебиение, а сам он пытается отодвинуться в самый дальний уголок матки — спрятаться от акушерского ножа.
Статистика — жестокая вещь, сначала она сообщает, сколько в нашем регионе делается абортов, а затем то, что на Новгородчине бесплодными являются 15% семейных пар. И большинство из них мечтают родить ребенка. Столь высокий процент бесплодных семей с количеством абортов связан напрямую.
Когда все возможные средства зачать ребенка пара исчерпала, остается последний способ — метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Делают ЭКО только в федеральных клиниках: берут яйцеклетку, оплодотворяют ее и подсаживают в полость матки. По словам Валерия Мишекурина, из 100% женщин, которые обращаются за направлением на ЭКО, 10% уже родили ребенка, 10% не могут забеременеть из-за проблем со здоровьем, а абсолютное большинство, 80%, — женщины, которые перенесли либо внематочную беременность, либо один из видов абортов. В лидерах среди всех причин — искусственный аборт.
Кстати, городские женщины делают аборты реже, чем сельские. По итогам 2010 года к неблагополучным относятся Парфинский, Валдайский, Любытинский, Хвойнинский и Пестовский районы. Для примера: в Валдайском на 262 случая родов в прошлом году пришлось 372 аборта.

Дыши!

Валерий Мишекурин занимается акушерством и гинекологией почти 20 лет, в 2009 году он был назначен на должность главного врача ГУЗ «Областной клинический родильный дом». Специалист может припомнить не одну детскую жизнь, которую он сохранил, отговорив женщину делать аборт. Сейчас Валерий Юрьевич вынашивает план по внедрению в Новгородской области обязательного предабортного консультирования.
— Женщин и сейчас пытаются как могут отговорить от аборта и в женской консультации, и непосредственно перед процедурой прерывания беременности, — поясняет Валерий Мишекурин, — но можно сделать еще больше. Уже в этом году мы планируем ввести следующую процедуру. Прежде чем получить направление на аборт, женщина обязана будет пройти через кабинет предабортного консультирования, который планируется в каждой женской консультации. С ней обязательно проведет беседу психолог, возможно — священник, ей расскажут о всех рисках и возможных последствиях. Представьте: если это позволит отговорить от аборта хотя бы 10% женщин, это будет дополнительно 600 родов в год, 600 жизней! Даже если мы отговорим всего 1% женщин, благодаря этому еще 60 человек родится! Кроме всего прочего, в третьей женской консультации, которая недавно открылась, будет отдельный кабинет планирования семьи.
Примечательно: для создания кабинетов предабортного консультирования, не требуется глобальных денежных вложений. По мнению Валерия Мишекурина, главное — желание и заинтересованность необходимых специалистов, среди которых должны быть не только акушеры-гинекологи, психологи, юристы, но и представители церкви.
Учитывая сложную демографическую ситуацию в регионе, нельзя было не поинтересоваться у главного акушера-гинеколога Новгородской области, какие ещё меры, кроме появления кабинетов абортного консультирования, могли бы привести к сокращению числа абортов.
— В первую очередь — повышение общей грамотности населения, осознания того, что беременность можно и нужно планировать, наличие у людей знаний по современной контрацепции, — ответил Валерий Мишекурин. — Сейчас в Госдуме вновь появляются идеи запретить аборты, но я не думаю, что это выход. Запрет прерывания беременности только подхлестнёт количество криминальных абортов, а значит, резко увеличится материнская смертность, скакнёт вверх число осложнений после абортов. Ни к чему хорошему это сейчас не приведет. Одна из серьёзных примет современности — то, что женщины стараются отсрочить появление первого ребенка, мечтают сначала обзавестись квартирой, машиной, карьеру устроить, а потом уже думать о детях. Но, на мой взгляд, всё нужно делать вовремя, а детей родить надо до 35 лет. Вопросы с жильем и карьерой решатся параллельно. Мое глубочайшее убеждение в том, что наличие ребенка даже в небогатой молодой семье, является огромным стимулом для родителей. Стимулом для мужа, в первую очередь, крутиться, вертеться, находить лучшую работу. Жизнь показывает, что люди всегда справляются с трудностями.

Вопросы без ответа

Почему все же аборты остаются одним из основных методов регулирования рождаемости в России? Женщина, пришедшая на аборт, сообщать о мотивах своего поступка никому не обязана. Может быть, она не хочет рожать ребенка вне брака, а может, предпочитает не тратиться на второго ребенка — семье и так надо выплачивать кредит за квартиру или автомобиль. Акценты в современном обществе дико сместились: успешен не тот, кто родил троих детей, а тот, кто возит единственного ребенка в школу на новеньком Opel. Интернет пестрит сайтами либо рекламирующими аборт, либо наполненными научными и псевдонаучными статьями разной степени негатива по отношению к этому явлению. И те, и другие зачастую соглашаются в одном: запрет абортов приведет к ужасным последствиям. Выправить «русский крест» может лишь активная семейно-демографическая политика, направленная на повышение потребности населения в детях. Дождемся ли её в обозримом будущем, и сколько к тому времени останется новгородцев? Вот в чём вопрос.
 
Алина БЕРИАШВИЛИ
Владимир МАЛЫГИН (фото)