Вторник, 16 июля 2024

Любить огонь

{thumbimage 150px 1}Когда в 2009 году «Новгородские ведомости» напечатали статью архивиста Татьяны ДАНЬКО «За спичками», рассказывающую о промышленном производстве этого продукта в Чудове Новгородской области, то совершенно не ожидали, что спустя полтора года на нее откликнутся московские филуменисты, которым дороги любые знания о предмете коллекционирования — спичечных этикетках.
Разумеется, «НВ» не могли удержаться, чтобы не расспросить профессиональных собирателей о том, как выглядит Великий Новгород на спичечных коробках и можно ли на этом заработать.
 
История на каркоре

Тематика коллекций, собираемых различными филуменистами, конечно, различается. Одни филуменисты собирают все этикетки, которые им попадаются, другие — только определённые страны или одну страну (например, Россия — СССР — Россия), третьи — этикетки какой-то одной фабрики… Собирают также этикетки, посвящённые определённой тематике, например, космосу, или имеют узконаправленные коллекции: грызуны, насекомые или куклы.
— Среди знакомых мне филуменистов нет людей, которые собирают отдельную тематику — города, в основном это люди, собирающие этикетки России или СССР, куда входят этикетки и по конкретным городам, — поделился с «НВ» Валентин ДРУЖИНИН, главный редактор журнала «Московский филуменист». — На этикетках, посвящённых Великому Новгороду, как правило, изображается Новгородский кремль и памятник «Тысячелетие России», встречаются этикетки, посвящённые деревянному зодчеству. Выпускаются они  в различных вариантах, на различной бумаге и многими существовавшими в СССР фабриками.
Из последних этикеток (каркоров — от сокращения «картонная коробка») по новгородской тематике, наверное, можно отметить каркор, выпущенный фирмой «Формат принт» города Ярославль.
Спички с изображением сюжетов, посвящённых этому древнейшему городу, могли выпускать практически все фабрики СССР, так как обеспечение этикеточным материалом зачастую велось централизованно, через Балабановскую спичечную фабрику, которая располагала и располагает в настоящее время собственным печатным оборудованием.

К истории вопроса

Наиболее ценными этикетками, по мнению Валентина Михайловича, в настоящее время считаются этикетки, напечатанные до 1950 года. Из них, конечно, самую большую ценность представляют те, что выпущены примерно до 1932 года, и особенно до 1917. Именно потому, что такие этикетки в настоящее время очень редки: найти их и приобрести для филумениста —  большая удача.
В 30-е годы прошлого века в производстве спичек был сильный спад, и многие спичечные производства были закрыты. На этот период приходится национализация частных заводов, принадлежавших ранее зажиточным купцам и промышленникам, большая потеря рабочей силы в связи с различными причинами — голод, объединение фабрик, отсутствие необходимых материалов, в частности, фосфора, передача оборудования с одной фабрики на другую и так далее.
Ценность этикетки по месту производства филуменистами практически не рассматривается. Что касается сохранности, то, естественно, полностью сохранившаяся этикетка имеет большую ценность по сравнению с этикеткой загрязнённой, имеющей рваные края или сквозные отверстия.
Другое дело — этикетки довоенные или дореволюционные. В связи с тем, что в природе их осталось очень мало, они довольно дороги. Есть этикетки, которые на сегодняшний день могут быть в единственном экземпляре, естественно, цены на них очень высокие. Более наглядно о ценах на спичечные этикетки можно узнать, просмотрев соответствующие аукционы на «молотке» (в большинстве очень завышенные) или на аукционе eBay, где цены более реалистичные.
По информации СМИ со ссылкой на вице-президента Московского клуба филуменистов «Сувенир» Владимира БАРМАКОВА, рядовая этикетка стоит в клубе 40 копеек. Если вы эту же этикетку найдете в сети, там ее предлагают за четыре доллара. В парижском магазине она стоит уже 10 евро. Стоимость некоторых экземпляров этикеток царской России периода 1850–1860-х годов в настоящее время может доходить до 1000 долларов.

Как спичек в одной коробке

Сказать, сколько людей в настоящее время занимается филуменией, невозможно, так как никто не ведёт учёт таких коллекционеров. В Московском клубе филуменистов на текущее время зарегистрировано порядка 70 человек. В Санкт-Петербурге ещё человек 20, остальные если и есть, то они не входят в какие-либо объединения. Большинство людей, которые сегодня «засвечивают» существующие у них филуменистические коллекции, это люди, желающие продать коллекцию или отдельные наборы этикеток. Как правило, их еще в молодости собирали их папы, дедушки или другие родственники.
— Абсолютно не зная спроса на этикетки, они, думая, что находящаяся в их распоряжении коллекция, как правило, 50–70-х годов прошлого века, представляет огромную ценность, и поднимают на них цены, — говорит Дружинин. — Но это неверно, так как этикетками этого периода выпуска располагают практически все, даже начинающие филуменисты, в связи с тем, что они выпускались просто огромными тиражами. При этом продавались как наклеенными на спичечные коробки, так и отдельными наборами по 25, 50, 100 штук специально для коллекционеров. Поэтому, хотя по прошествии пятидесяти лет с момента их выпуска они и являются раритетами, большой ценности не представляют.
Самый известный новгородский филуменист — Владимир ГОРМИН. Свою коллекцию спичечных этикеток он собирал несколько десятилетий, даже во время Великой Отечественной войны. Правда, она была утрачена, но и нынешняя, послевоенная, насчитывает почти 30 тысяч штук. К сожалению, в Интернете среди членов виртуального клуба коллекционеров спичечных этикеток новгородцев «НВ» не обнаружили.
 
 
Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Фото из коллекции
Валентина ДРУЖИНИНА