Пятница, 10 января 2025

Помощь уходящим

{thumbimage 150px 1}Паллиативная медицина в Великом Новгороде, еще недавно казавшаяся несбыточной авантюрой, обрела материальное воплощение.
Ключи от автомобиля исполнительный директор московского благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавета ГЛИНКА в присутствии прессы вручила главврачу онкоцентра Александру Петрову — 30 тыс. долларов в течение полугода собирали всей Россией. Такой случай — первый в стране.
Как говорит Доктор Лиза, дело в том, что местные онкобольные сами начали отправлять в ее блог doctor-liza.livejournal.com сообщения о том, что им некуда обратиться, негде умирать.
Напомним: речь о появлении в Великом Новгороде структур паллиативной медицины заходит уже не впервые. Больше года Глинка ведет переговоры с депутатами областной и городской дум, представителями областной администрации, медиками. По мнению Доктора Лизы, начинать нужно с патронажной службы:
— Она наиболее простая. Когда движение хосписа в стране только появилось, умирающим больным помогали именно на машинах. Это экономически выгодно городу, потому что не тратятся деньги на койко-место. И больным, которые предпочитают остаться дома или со своими близкими, от этого большая помощь.
Специалисты фонда «Справедливая помощь» уже оборудовали машину всем необходимым для выезда к тем больным, которые не хотят или не могут госпитализироваться: концентратом кислорода, носилками, одноразовыми халатами, дезинфицирующими растворами, шампунями и другими средствами ухода. Дело за малым — организовать бригады врачей. По словам директора Благотворительного фонда содействия развитию паллиативной и хосписной медицины Алексея ЛИХАЦКОГО, в данный момент идет процесс оформления машины на баланс онкоцентра, согласование документов в УВД ГИБДД. Работать служба будет по особому графику: врачи будут планово объезжать самых тяжелых больных, состоящих на учете в онкоцентре, и проводить терапию на дому. В крайнем случае больные и их родственники могут вызвать бригаду по телефону.
Что же касается создания в городе хосписа, то все предпосылки для этого есть: подготовлен проект по ремонту помещения, все документы уже собраны. Дальнейшее зависит от чиновников и от областной Думы, которая будет утверждать бюджет. В том, что без такого учреждения новгородцам не обойтись, Доктор Лиза убеждена твердо:
— Хоспис рассчитан на 15—25 человек — это тот случай, когда можно хорошо ухаживать за больными и достойно содержать персонал. Финансирует подобные учреждения город (я считаю это правильным, потому что государство несёт ответственность за своих граждан, которые на него работали и платили налоги) и частные благотворительные фонды, которые вносят те средства, что позволят приблизить пребывание в хосписе к европейскому и мировому уровням. Потому что последнее, что видят умирающие больные, — персонал, обстановку… И это должно быть красиво.
Отметим, за рубежом хосписы принимают всех умирающих, не только от онкологических заболеваний. Однако, как отмечает Глинка, онкологические больные — самая тяжёлая категория больных, которые нуждаются и в особом обезболивании, и в особом подходе.
— Идеал российского хосписа — первый московский хоспис, где бесплатно лечат больных, там есть патронажная служба, и родственникам разрешается находиться в палате вместе с больным, — считает Доктор Лиза. — А если он лежит дома, его посещают медсёстры из патронажной службы.
Удастся ли новгородцам приблизиться к этому идеалу, станет ясно уже в следующем году.
 
Анна ОГОРОДНИЙЧУК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)