Вторник, 26 ноября 2024

Улыбка фантома

{thumbimage 150px 1}Стоматологическое образование в России нуждается в модернизации. Об этом, а также о его нынешнем состоянии и перспективах корреспондент «НВ» побеседовала с заведующим кафедрой стоматологии Института медицинского образования НовГУ профессором Дмитрием МАДАЙ.
 
— Дмитрий Юрьевич, вами подготовлена концепция реформирования высшего стоматологического образования. На решение каких проблем она направлена?
— Для кафедры стоматологии необходимо создавать современные клинические базы.
Понятно, что стоматолог может состояться как специалист только в результате кропотливого приобретения тончайших мануальных навыков на уровне автоматизма. Кроме того, современный стоматолог, кроме глубокой фундаментальной теоретической подготовки, должен освоить огромное количество дорогостоящей техники и уметь правильно на ней работать.
К сожалению, приходится констатировать, что некоторые выпускники стоматологических факультетов в течение пяти лет только смотрят, а сами не имеют возможности практиковать. В результате после окончания института не знают, с какой стороны подойти к больному.  
— Как же обеспечить студентам-медикам полноценную практику? Ясно, что в частных стоматологических клиниках врача без опыта к пациенту не подпустят.
— Необходимо обратиться к зарубежному опыту. Все университеты Запада имеют собственные клиники, созданные при поддержке государства. Там университетская клиника — то место, где проходит обучение студент. Она наиболее популярна и почитаема у пациентов, так как тут самые современные технологии, новейшие достижения медицинской науки и практики, сосредоточен солидный интеллектуальный потенциал.
В этих условиях и стоматологическая служба приобретёт  определенную стройную систему, состоящую из частной стоматологии, занимающейся сугубо лечебной практикой, и университетской стоматологии, которая будет исполнять роль учебно-клинических, консультативных, методических центров. Процесс преподавания при этом сделается эффективным, динамичным и независимым.
Создание крупного стоматологического учреждения, наподобие университетской клиники, являющегося лечебным, консультативным, диагностическим, методическим, научным центром, обеспечивающим нарастающий объем медицинских услуг населению Великого Новгорода и осуществляющим врачебную помощь на мировом уровне всем жителям города и области, представляется мне чрезвычайно своевременным и актуальным.
— Это задача на перспективу, а что сейчас можно сделать для реформирования высшего стоматологического образования в нашем университете?
— Предстоит произвести расчет экономического обоснования и финансирования учебно-хозяйственной деятельности кафедры: не просчитав стоимость обучения одного студента, невозможно создать материально-техническую базу, соответствующую современным стандартам. Также необходимо заняться переподготовкой профессорско-преподавательского состава.
— Как вы его оцениваете на сегодняшний день?
— Наблюдается острый дефицит штатного профессорско-преподавательского состава стоматологического факультета. К сожалению, годы становления стоматологического факультета были сложными и неоднозначными, что не лучшим образом отразилось на пополнении и подготовке постоянного преподавательского состава. Профессора, подготовленные в ведущих вузах в 1970—1990 годах, в настоящее время подходят к пенсионному возрасту. Грустно, но полноценной замены им нет. Так, в настоящее время кафедра стоматологии имеет в постоянном штате только двух докторов наук, профессоров, двух кандидатов наук, доцентов, и в ближайшем будущем не предвидится их появления.
— А руководство университета поддерживает ваши идеи?
— Надо отдать ему должное: оно вникло в суть специфики стоматологического образования и актуальных проблем, требующих незамедлительного решения. С этой целью впервые в истории кафедры стоматологии будет организован современный многопрофильный фантомный класс и реорганизован учебно-стоматологический центр, что улучшит решение проблемы стоматологического образования в НовГУ и, хочу подчеркнуть, усовершенствует оказание стоматологической помощи в регионе.
— Что собой представляет фантомный класс?
— За рубежом студент, прежде чем будет допущен для работы с пациентом в клинике, должен отработать свои мануальные навыки на специальных фантомах-тренажерах. Это называется фантомным курсом или предклиникой, которым посвящено значительное количество учебных часов. Например, в Европе отводится 1008 часов. Если говорить о планах, оптимальным вариантом было бы восемь фантомов. В клинике должно быть развернуто десять стоматологических кресел, из расчета одно кресло на двух студентов.
 
Анна МЕЛЬНИКОВА
Владимир МАЛЫГИН (фото)