Вторник, 26 ноября 2024

Участковый от слова «участие»

{thumbimage 150px 1}Терапевтическая служба нуждается в срочной реанимации
На прошлой неделе в Великом Новгороде состоялась традиционная областная конференция терапевтов, в которой приняло участие около 300 специалистов,
чтобы обменяться опытом. С  докладами перед коллегами выступило более трех десятков профессоров и доцентов не только из Великого Новгорода, но и Санкт-Петербурга. Впрочем, разговор корреспондента «НВ» с главным терапевтом Северо-Западного федерального округа, членом-корреспондентом РАМН, профессором Глебом ФЕДОСЕЕВЫМ был посвящён не будням высокой науки, а сугубо практическим вопросам, волнующим и рядовых терапевтов, и всех нас — тех, кому необходима качественная медицинская помощь.
— Глеб Борисович, как вы оцениваете сегодняшнее положение участковой терапевтической службы в России?
— Я считаю, что сейчас она находится в катастрофическом положении, поскольку доктора не имеют возможности нормально работать. За пятичасовой рабочий день в лучшем случае они принимают 25—26 больных, а потом надо отправиться ещё на 6—7 вызовов. Насколько ему хватит сил? И какое время в итоге будет уделено больному? Не секрет, что от положенных 12—15 минут приёма на пациента остаётся 5—6. Остальное время доктор тратит на документы и всякие разные оформления. Такая практика сложилась оттого, что сегодня материальное положение поликлиники и врача зависит от числа принятых пациентов. Это нонсенс. Это уродство. Если врач хорошо работает, у него должно быть меньше больных. Он должен обеспечивать профилактику, современное лечение.
— Как так получилось, что наши участковые врачи работают на износ?
— Стандарты оплаты их труда принимались при бывшем министре Минздравсоцразвития Зурабове. Было совещание в министерстве, тогда новые положения преподнесли нам не очень членораздельно. Было непонятно, о чём вообще идёт речь. Однако было сказано, что одновременно будет введён жёсткий контроль над качеством лечения больных. Но как жёстко ни контролируй, больной это больной. Надо иметь время, чтобы с ним пообщаться. Пациент — это не винт, который выточил и сдал приёмщику. Здесь всё гораздо сложнее.
Я считаю, что система страховой медицины, которая оплачивает работу врачей по талонам, ошибочна. Участковый врач за свои часы приёма должен заполнить не менее 25—26 статкарт. Иначе его лишат премии, а поликлиника будет иметь недофинансирование. Страховым компаниям тоже будет плохо, так как они не реализуют предписанный фонд. Всё направлено на то, чтобы давать больше больных. В итоге сейчас в Санкт-Петербурге идет серия уголовных дел в отношении врачей. Одни вызваны недовольством пациентов, другие тем, что происходят ситуации, когда статкарты заполняются на умерших.
— Если вы так критически относитесь к существующему положению дел в терапевтической службе, заявляли ли вы об этой проблеме представителям власти?
— Наше санкт-петербургское медицинское руководство абсолютно согласно с тем, что это всё не годится, это вредно и порочно. За последние годы значительно возросла госпитализация, потому что недолеченные больные стремятся попасть в стационар. Решить проблему на местах, конечно, невозможно. В резолюциях последних двух конгрессов терапевтов  Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа мы записываем, что существующая система финансирования медицины противоречит принципам национального проекта «Здоровье». Кстати, в Великобритании отказались от обязательного медицинского страхования. Добровольное — пожалуйста. Самое разумное, с моей точки зрения, — оплачивать труд участкового врача по двум составляющим: по случаям успешно пролеченных им больных и за качество диспансерной работы.
— Как должны выстраиваться отношения между пациентом и терапевтом?
— При нынешней ситуации никаких серьёзных отношений быть не может. Расхожей истиной становится, что идти в поликлинику необходимо только для того, чтобы получить лист временной нетрудоспособности. И всё. А лечиться надо в другом месте. Это страшно. В идеале врач должен знать семью, условия жизни, вредные привычки своих подопечных, взаимоотношения близких. Он может вмешиваться в их быт, режим питания, помогать в вопросах трудоустройства. Но при существующем регламенте работы участковых терапевтов это нереально.
— Ваши рекомендации как терапевта в начинающийся период ОРВИ и гриппа?
— Мой основной принцип лечения — лишнего не надо. Рекомендую витамины, но главное сделать так, чтобы жить было комфортно, то есть вовремя ложиться спать, качественно питаться, отдыхать и не нервничать по пустякам.

Анна МЕЛЬНИКОВА
Фото Владимира МАЛЫГИНА