Среда, 17 июля 2024

Осторожно, краудсорсинг!

Как обитатели Всемирной паутины высасывают из нас творческие силы
Наиболее ярко это явление описал еще в 1876 году Марк Твен в книжке о весёлом и находчивом американском мальчишке Томе Сойере. Помните, как он заставил своих друзей красить забор? Вот это и есть один из показательных примеров умения заставить людей работать, ничего им не платя, либо за чисто моральное, либо за малое материальное поощрение. Определение данному феномену нашли лишь в наши дни.
Краудсорсинг с каждым днем получает все более широкое распространение в виртуальном мире. Тысячи сайтов наполняют свой контент за счет добровольных помощников — новости, фотографии, рецепты, стихи, романы, программы появляются как из рога изобилия. И все благодаря нам, простым пользователям Всемирной сети. Яркий образчик — Википедия: свободная энциклопедия, составляемая внештатными авторами на исключительно добровольной основе. Многие ею пользуются и находят очень полезной и все более качественной, ведь если кто-то не так написал чего — обязательно найдется доброхот поправить ошибку.
Общественно полезный труд вообще не возбраняется, но увлекаясь им, не следует забывать о своих интересах и не путать данное занятие с коммерцией. Это чтобы потом не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы. Все больше людей тратят свое время на решение проблем какой-нибудь компании или даже на проведение исследований и разработку технологий, а фирма потом зарабатывает деньги. Ведь все содержание и высказанные идеи принадлежат уже не вам, а кому-то, и собственник вправе распорядиться этим по своему усмотрению.
Часто компании просто снижают расходы, используя волонтеров вместо профессионально подготовленных людей. Первопроходец в таком процессе — чикагская фирма Threadless, производящая футболки. Дизайн всех маек определяют посетители сайта www.threadless.com. Они рисуют, предлагают, выбирают лучшее, зазывают друзей на покупку, а фирме остается только печатать футболки, на которые поступило достаточное количество заказов, и собирать деньги.
Имя каждого из авторов успешного эскиза печатают на бирке к трикотажному изделию. Счастливчиков бывает от четырех до шести в неделю. Тщеславие — уже мощный рычаг, а тут ещё под самый успешный проект предлагают приз в две тысячи долларов. Как тут удержаться? Тысячи пользователей бегают за зеленой морковкой. Хотите к ним присоединиться и попробовать свои силы как дизайнер? Успехов тогда вам от Тома Сойера и его многочисленных последователей!
 
Юрий КРАСАВИН