Среда, 17 июля 2024

Их обвенчала война

{thumbimage 150px 1}Ольга и Алексей БОЛОТСКИХ встретили свою любовь на фронтах Великой Отечественной, в далёкой Румынии

Новгородские ветераны Болотских вместе вот уже 66 лет. Эту семью хорошо знает в городе не только взрослое поколение, но и школьники. Несмотря на свой преклонный возраст Ольга Федоровна и Алексей Антонович всегда готовы заняться общественной работой и рассказать детворе о своей военной молодости. А те в свою очередь любят проверить на вес парадные мундиры фронтовиков, сплошь покрытые наградами, самые дорогие из которых - полученные в самые тяжелые, первые годы войны, когда сами герои моего рассказа - любытинская девчушка и молодой сибиряк - еще и не подозревали, что их пути совсем скоро сольются в один.

Мундир для бухгалтера

О том, что началась война, 18-летняя Ольга узнала с большим опозданием. Впрочем, как и многие жители любытинского села Шереховичи, где радио в те годы было в редких домах. Страшную весть принесла мама, вернувшись из райцентра, семь километров до которого, как правило, проходили пешком. Немцы наступали быстро, и через село вскоре потянулись гуськом «живые покойники» - вереницы изможденных, голодных ленинградцев. Братья Ольги были в армии, и женщины, стирая слезы, стали готовиться к эвакуации. Мать тогда и не знала, что так и не увидит своих сыновей. Один из них уже успел повоевать на финской и остался жив, а вот Великая Отечественная война стала для него последней - в 1944 году он пропал без вести под Лугой. Второго сына летом 1941-го после службы ждали домой, но он так и не вернулся. И лишь в конце войны родные узнали, что пуля достала его при взятии Берлина. А смерть пришлась аккурат на День Победы, 9 мая.

Ольга, которая работала бухгалтером, собирала на работе документы, когда пришла повестка из военкомата, и через несколько дней пять любытинских комсомолок усадили на грузовик и повезли в Боровичи. Там и позднее в Окуловке компания девчат, не подозревающих, куда их везут, пополнилась. Не принесла ясности и ночная переправа на лодках по Волхову, и лишь когда рассвело, все поняли, что находятся под Новгородом, в Новоселицах, в штабе 52-й армии. Ольга занималась административно-хозяйственной работой, но и ей пришлось хлебнуть лиха. До сих пор сохранились дневники молодой фронтовички, которая двигалась по фронтам войны вместе со своей армией, со скупыми записями: «С 9 августа 1942 года по 10 мая 1943 года - находимся в лесу. 10 мая - нас отправили на станцию Куженкино и в товарных вагонах повезли в Воронежскую область».

Ольга и не знала тогда, что везут их на Курскую дугу. Не подозревала и того, что в том же направлении движется и ее будущий муж, что до их встречи остается около года. Ей еще предстоит записать в своем походном дневнике тот путь, по которому продвигалась армия: «Курская область, Полтавская, Киевская, форсирование Днепра, Бессарабия, Молдавия, Румыния...».

Воспоминания Ольги Федоровны скупы так же, как и ее записи. «Не хочу опять думать об этом, - призналась она. - Столько друзей и подруг погибло, столько было вокруг горя и страданий... Не хочу. Столько лет, столько ночей снилась эта война. Не хочу...». Но вместе с мужем они вновь и вновь берут в руки альбом с фронтовыми фотографиями и вспоминают своих однополчан, смахивая со щек слезы. А военный дневник Ольги Болотских до сих пор хранится в одном из новгородских музеев.

С Алтая на фронт

Путь на войну для сибиряка Алексея был более длинным, чем у его будущей жены. Война застала 19-летнего курсанта военного училища в летних лагерях под Омском. Он помнит, какое настроение царило тогда в училище:

- Какая там учеба, все рвались на фронт. А нас оставили еще на три месяца доучиваться. Это так всех расстроило - боялись, что война закончится без нас. Но время шло, а немцы все наступали. И когда наконец-то в Омске сформировали дивизию и отправили ее под Ленинград, я, только что получивший лейтенантские погоны, был счастлив. Пыл не пропал и тогда, когда наш эшелон попал под бомбежку, и тогда, когда с боями освобождали Тихвин, Чудово, Малую Вишеру. Боевое настроение, желание прогнать с нашей земли фашистов помогали и в боях под Старой Руссой, в районе Залучья и Поддорья. А ведь именно это время и было самым тяжелым во всей войне: лесные болота, голод, километры сельских дорог, смерть вокруг.

В самом первом бою погиб сибирский друг, ординарец Алексея. А под Рамушевом серьезно ранило и его самого. Спасли санитары, которые вытащили из-под обстрела бойца с развороченной осколками ногой. Дорога на машинах в Парфино, Крестцы, санитарный поезд в Ивановскую область и несколько месяцев лечения в санатории на берегу Волги. Родная дивизия шла на Прибалтику, а Алексея отправили в Калинин, предложив должность помощника начальника штаба стрелкового полка. Бои на Калининском фронте, а затем 1-й и 2-й Украинские фронта в составе 52-й армии. Той самой, в штабе которой служила Ольга.

Но до их встречи было еще далеко. Армия продвигалась с боями, и одна из первых вышла на государственную границу. Случилось это в Румынии. Алексей Антонович рассказывает, что было это в таком порыве, на таком подъеме, которые не передать словами:

- После Румынии была Польша, а затем Германия. Это надо было видеть, как мы наступали! Это не те бои на Новгородчине. Сейчас мы были словно под зонтиком - столько наших самолетов защищали нас с неба. Но и горечь была вместе с радостью, столько своих ребят потеряли... Что запомнилось еще, так это те места, которые пришлось освобождать. На Украине освобождали гоголевскую Диканьку, а когда пришли в южную Германию, то вообще сердце защемило: как оказалось, через 120 лет наша армия пришла в те места, где когда-то был похоронен Кутузов. И могилу его у города Бунцлау мне удалось сфотографировать. Помню, гордость какая-то у всех была от того, что второй раз наша армия до этих мест дошла.

Единственное, о чем немного жалеет фронтовик, что не удалось сражаться за Берлин. 52-ю армию повернули на Прагу, где отчаянно сопротивлялись сотни тысяч фашистов. Так что война для майора Болотских закончилась лишь 13 мая. Зато был он уже женатым человеком. И это было самое лучшее начало мирной жизни.

Польская свадьба

Долгое время Ольга и Алексей шли фронтовыми дорогами совсем близко друг от друга: Курская дуга, переправа через Днепр, Молдавия. Но встретились только по дороге в Румынию, когда Алексея перевели в штаб армии. Там он и увидел молодую, красивую и боевую Ольгу:

- Увидеться-то мы увиделись, но подружились не сразу. Она мне с первого взгляда понравилась, но сначала просто общались. Узнать друг друга поближе ни времени, ни повода не было. А потом нас общий друг познакомил. Так и начался наш роман.

Ольга Федоровна добавила:

- Помню, праздник какой-то был или другое торжество. Даже музыка играла в тот день. Он стал ухаживать за мной, понравился. Как ухаживал? Особо-то на войне не разойдешься - помню, забегал ко мне каждую свободную минуту. Прибежит, поцелует, и опять расстаемся, не зная, когда встретимся. А поженились мы лишь в Польше, в 1944 году. Генерал приказ издал, что мы отныне муж и жена, стол скромный накрыли. Еще в тот день мы, хоть и православные, зашли в костел и сфотографировались на его фоне. А настоящую свадьбу лишь после войны сыграли. Да и тогда она скромная совсем была: просто в Любытинском загсе расписались и вместе с моими родными посидели. С теми, кто в живых остался. Вот вспомнилось все, словно вчера это было. А сейчас уже и дочери нашей 65 лет. Как время бежит...

На столе во время нашей беседы лежали стопки альбомов, всевозможные пакеты и коробки, заполненные фотографиями, - семейная летопись Болотских. На удивление у них сохранилось и очень много снимков военных, что увидишь не в каждой семье фронтовиков. На мой вопрос, откуда была такая возможность снимать, Алексей Федорович пояснил, что использовали для этого трофейные фотоаппараты. А вот пленка для них редкостью была, ее иногда просто на улице среди развалин находили. Но, по его словам, даже если бы и своих фотографий не было, 52-ю армию очень часто снимали для хроник, газет и журналов:

- У нас при штабе армии даже свой писатель был, историю войны записывал, Тушкан его фамилия, если не ошибаюсь. Так он две книги издал. Мне не так давно знакомые рассказали, собираюсь в библиотеку пойти поискать. Говорят, что там и про меня упоминание есть.

Было приятно и очень интересно беседовать с этой удивительной парой и даже просто наблюдать за ними. Заспорив, они словно забывали свой возраст и разговаривали, как мальчишка с девчонкой. А их лица словно молодели от таких разговоров, возвращая на шесть десятков лет назад и их самих, и тех, кто сидел рядом с ними.

P.S. На днях Ольга Федоровна Болотских узнала приятную новость - ее имя занесено в Книгу Почета городской ветеранской организации. Решение это было принято на заседании Президиума городского Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. По словам председателя Совета ветеранов Юрия Левкова, Ольга Федоровна более 20 лет возглавляет ревизионную комиссию, много сил отдавая общественной работе. И кроме военных наград, ветеран труда была награждена орденом «За вклад в развитие потребкооперации России», а также семью юбилейными медалями.

Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Владимир МАЛЫГИН (фото)