Среда, 27 ноября 2024

Несладкая тема

На начало 2010 года в Новгородской области зарегистрировано около 13,5 тыс. больных сахарным диабетом.
У подавляющего большинства из них, а это почти 85%, выявлен сахарный диабет второго типа. Более половины страдающих эндокринной патологией приходится на наиболее активный, трудоспособный возраст, это 40—59 лет.
По данным эндокринологической службы Новгородской области, к моменту диагностики заболевания у данной группы пациентов функция В-клеток, вырабатывающих инсулин, уже снижена на 40—70%. 30—50% людей, страдающих сахарным диабетом второго типа, имеют микро- и макрососудистые осложнения, такие, как нефропатию, ретинопатию, поражение сосудов сердца, головного мозга, периферических сосудов нижних конечностей. Эти осложнения являются основными причинами инвалидности и смертности. Эндокринологи настойчиво говорят о том, что только раннее назначение инсулинотерапии приостановит развитие вышеуказанных осложнений, сохранит качество и продолжительность жизни. В целом, сейчас врач опаздывает с назначением этого препарата на восемь лет. К слову, сегодня инсулинотерапию в Новгородской области получают 2,5 тыс. больных сахарным диабетом первого и второго типов.
Конечно, самими больными рекомендация перейти на инъекционный метод коррекции уровня глюкозы крови воспринимается неоднозначно и с некоторым опасением. О необходимости и правильности перевода на инсулин, о стереотипах, которые существуют на эту тему,  корреспондент «НВ» побеседовала с заведующей диабетологического центра врачом-эндокринологом-диабетологом Оксаной КУДРЯШОВОЙ.
— Оксана Александровна, в каком случае пациента переводят на инсулинотерапию?
— Инсулин назначается при неэффективности сахароснижающей терапии при втором типе сахарного диабета и обязательно при диабете первого типа. Цель назначения инсулина — коррекция уровня гликемии для профилактики развития тяжёлых поздних осложнений диабета, таких, как поражение сетчатки глаза, почек, периферических нервов, сосудов. Своевременный переход на инъекции сохраняет от ампутации ноги. С возрастом пациентам становится сложно вводить себе инсулин. Это связано со снижением остроты зрения, ограничением движений в суставах, забывчивостью. Для таких пациентов подбираются упрощенные схемы инсулинотерапии, контролируется введение препарата родственниками или социальными работниками.
— Почему инсулин не принимают в виде таблеток?
— В настоящее время инсулин можно вводить с помощью инъекций. Инсулин в виде таблеток разрушается в желудке, прежде чем он поступит в кровоток и начнёт действовать. Вдыхание инсулина через нос не нашло широкого применения из-за развития большого количества осложнений.
Конечно, понимание механизма действия инсулина вряд ли сможет смягчить осознание того, что теперь его придётся вводить в организм, но человек должен приучить себя спокойно относиться к уколам. Для удобства введения инсулина используются шприцы-ручки. Они очень популярны благодаря своей компактности и легкости применения. Для некоторых людей необходимо непрерывное введение инсулина в организм посредством инсулиновой помпы. Эти устройства обеспечивают непрерывное введение в течение суток небольших доз инсулина в подкожную клетчатку, тем самым практически полностью имитируют работу поджелудочной железы.
— Научиться самоконтролю можно в «Школах диабета». Какие азы, если так можно выразиться, преподают врачи-диабетологи на занятиях по инсулинотерапии?  
— На занятиях в «Школе диабета» пациенты прежде всего узнают информацию о самом заболевании, механизме действия инсулина, об осложнениях, развивающихся при длительной некомпенсированной гипергликемии, принципах лечения сахарного диабета, особенностях диеты. Пациентам, получающим инсулинотерапию, обязательно рассказывается о правилах хранения инсулина, технике введения, коррекции доз.
— А если у человека обнаруживается «иглофобия»?
— В чистом виде страх перед инъекцией практически не встречается. Пациенты боятся не самой инъекции, а сложившихся в народе представлений об инсулине. Большинство из этих мнений ошибочны.
— Схема лечения больного диабетом второго типа в каждом случае индивидуальна. Тем не менее можно назвать несколько общих рекомендаций. Какими они будут?
— Диетотерапия является самым главным компонентом в лечении сахарного диабета второго типа совместно с физической нагрузкой и сахароснижающей терапией. Для людей с избыточной массой тела, а таких при сахарном диабете второго типа большинство, назначается гипокаллорийная диета с исключением простых углеводов (сахар, мёд, варенье, кондитерские изделия) и ограничением сложных углеводов (картофель, злаки, бобовые). Физическая нагрузка индивидуальна, с учетом возраста, длительности диабета, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний. Сахароснижающую терапию подбирает врач индивидуально для каждого больного. При отсутствии эффекта от таблетированных препаратов назначается инсулинотерапия.
— Насколько верно утверждение, что при инсулине можно есть что угодно, а при употреблении сахароснижающих таблеток необходимо соблюдать жёсткую диету?
— Ни в коем случае. Либерализация диеты при переводе на инсулинотерапию — ошибочное мнение. Употребление большого количества углеводов с пищей способствует увеличению потребности в инсулине, повышению доз вводимого инсулина. Это способствует развитию привыкания к нему, что в медицине называется инсулинорезистентностью, и даже значительное увеличение доз инсулина не снижает уровень сахара в крови.
— Существуют ли научные разработки, дающие возможность всё-таки отказаться от инъекций?
— Пересадка поджелудочной железы или трансплантация В-клеток не нашли широкого применения в связи с неэффективностью.
 
Анна МЕЛЬНИКОВА