Среда, 17 июля 2024

Наши бьют

{thumbimage 150px 1}Новгородец Алексей БАЖУНОВ принял участие в реконструкции знаменитой Грюнвальдской битвы, прошедшей в Польше
В этом году исполнилось 600 лет со дня крупнейшего сражения в средневековой Европе. 15 июля 1410 года под селением Грюнвальд в Восточной Пруссии (ныне — территория Польши) объединенные войска Литвы и Польши разгромили рыцарей Тевтонского ордена. Это стало решающим сражением Великой войны 1409—1411 годов.

Историческая справедливость


Значение этой победы было велико: она не только изменила всю геополитическую ситуацию в Европе, лишив тевтонцев доминирующего положения в регионе, но и сплотила балтские народы и славян. Как бы ни стремились поляки и литовцы «национализировать» эту победу, вклад русских воинов в неё весьма значителен: союзные войска насчитывали 91 полк, из которых 51 был польским, а 40 — Великого княжества Литовского. В составе польских «хоругвий» (полков) семь были из русских областей королевства, а в литовском войске — 36 были русскими. В общей сложности славяне, куда помимо русских входили также белорусские и украинские полки, в союзном войске составляли 47%.
Так что эта победа во многом и наша. Поэтому неудивительно, что на фестиваль в Грюнвальд съезжаются сотни реконструкторов с просторов СНГ.
Реконструкция Грюнвальдского сражения проходит ежегодно уже больше десяти лет. В этом году организаторы основательно подошли к празднованию: программу организовывало и оплачивало Министерство культуры и общественного наследия Польши. В афише значились многочисленные турниры, концерты фолк-музыки, средневековые ярмарки и гулянья, полевое бого-служение и, естественно, реконструкция самой битвы.
Помимо непосредственных участников праздника — рыцарей, оруженосцев, дам сердца, ремесленников — всего порядка 4 тысяч человек, туристов, решивших посмотреть на ожившую историю, здесь тоже насчитывались тысячи.
 
Только для рыцарей

Новгородский военно-исторический клуб «Владычний стяг» уже давно знают далеко за пределами области: во многом этому способствовал ежегодный фестиваль «Господин Великий Новгород», собирающий в городе на Волхове воинов со всей России и ближайшего зарубежья. Они, в свою очередь, приглашают новгородцев на свои турниры: будь то реконструкция Ледового побоища, Куликовской битвы или другие мероприятия, где можно показать удаль молодецкую и помериться силой недюжинной. На этот раз коллеги по цеху пригласили новгородцев приехать в Грюнвальд. Но из-за бюрократических проблем вместо трёх новгородских воинов защищать литовцев отправился только один представитель клуба — Алексей Бажунов.
— Вместе с питерскими ребятами мы прибыли на второй день праздничных мероприятий, и несмотря на то, что в официальных списках, так сказать, нас не было (мы не успели зарегистрироваться), место для походной палатки организаторы нашли нам без проблем, — говорит Алексей. — Тут же дали сразу несколько тюков сена.
Понять, для чего участников обеспечивали сеном, удалось не сразу: ведь прибыли они налегке, прихватив с собой лишь амуницию и вооружение. Но, как выяснилось, сушёная трава в походе — вещь первой необходимости. Её средневековые рыцари использовали в качестве подстилки, ведь походные палатки и шатры в те годы шились без днища, а спать на голой земле, укрывшись плащом,  прохладно в любые столетия.
— Помимо непосредственного участия в сражениях поездки на турниры — это ещё возможность сравнить уровень организации мероприятий, проводимых у нас, например, и за границей, — отметил Алексей. — Поэтому мы всегда очень много фотографируем, фиксируем на видео. Организаторы должны учесть любую мелочь: начиная от размещения участников до подвоза дров. Воинам же главное — добраться до места.
Организация Грюнвальдской битвы-2010 бывалых реконструкторов очень порадовала. Особенно санитарные условия: очередей к заветным кабинкам не наблюдалось, да и посторонним вход на эту территорию был воспрещен, о чем гласили таблички: «Только для рыцарей». Субординацию надо соблюдать везде.

Их погубил дресс-код

Как и шестьсот лет назад, ровно в полдень, началось историческое  сражение. Точнее — реконструкция наиболее интересных и красочных, по мнению организаторов, его фрагментов. Чтобы всё шло как надо, самой битве предшествовала даже репетиция, где все участники театра военных действий примерили свои роли. Когда же все формальности были соблюдены, противники сошлись на поле брани уже по-настоящему. Правда, поучаствовать в схватке в итоге удалось не всем: часть воинов погубил дресс-код. Соответствие костюма воина и его доспехов эпохе организаторы отслеживали очень внимательно: если какая-то деталь  или часть облачения отсутствовала или её наличие не было обосновано исторически, рыцарь сразу же «уходил в тень». И тут, надо сказать, ещё не известно, кому повезло больше: участникам или дисквалифицированным.
…Полк, в составе которого воевал новгородец, стоял на левом фланге. После того как конный разъезд тевтонцев был уничтожен авангардом русско-татарской конницы, за дело взялись рыцари.  А когда через несколько минут копья были сломаны, кони и «трупы» уведены или унесены оруженосцами, в дело вступила пехота. Правый фланг сместился под благодатную сень деревьев и с упоением «рубил» врага, стараясь добраться до артиллерии неприятеля. Тевтонские арбалетчики, прежде стоящие в центре, отошли назад, уступив место латникам, которые и сцепились с польским рыцарством. Так, по крайней мере, в современной летописи могло выглядеть описание юбилейной Грюнвальдской битвы.

Аккуратное сражение

— Наш же полк оказался на самом солнцепёке, как, впрочем, и центральный, — вспоминает Алексей. — Не спасали ни заботливые селянки, периодически предлагавшие воды, не спасала и сама вода, даже если её не пили, а выливали за шиворот или на голову.
И если зрителей, наблюдавших за битвой на сорокаградусной жаре, периодически поливали из пожарных шлангов, то воинам в многокилограммовых доспехах, в стёганых поддоспешниках оставалось надеяться только на силы своего организма. Тепловые удары у ратников в тот день исчислялись десятками.  
— В общем, долго так продолжаться не могло, поэтому оставалось одно — полностью предаться «празднику бессмысленного кровопролития и насилия», — сказал Алексей. — Ряды сошлись… Впрочем, назвать эту схватку рубкой можно с трудом. Это вам не реконструкция Ледового побоища или Куликовской битвы, в которых русские сражаются по-настоящему! Европейцы  щадят себя и свои костюмы. Бьются очень аккуратно, так сказать, показательно красиво.
Так что схватка шла довольно вяло, первый ряд уходил назад, его сменял второй, потом третий, и так несколько раз. Наконец, тевтонская боевая машина дрогнула и откатилась... Сотники построили свои полки, и польский король Ягайло в окружении союзников и свиты поздравил свои войска с победой. После чего стройными колоннами мы двинулись назад в лагерь — поближе к воде и милым селянкам.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из личного архива
Алексея БАЖУНОВА