Среда, 17 июля 2024

Заветный плод

Каждая пятая семейная пара в Новгородской области не может иметь детей
Число людей с диагнозом «бесплодие» в нашем регионе с каждым годом увеличивается. Впрочем, как говорят медики, эта печальная тенденция характерна в целом для России.
Прогнозы неутешительные — врачи говорят, что  ситуация будет ухудшаться. Сейчас в репродуктивный возраст вступают юноши и девушки, рождённые в конце 80-х — начале 90-х годов. Общие неблагоприятные обстоятельства того времени сказались на здоровье их мам, когда те были беременными.
О том, как помочь женщинам и мужчинам обрести счастье быть родителями, корреспондент «НВ» беседует с Валерием МИШЕКУРИНЫМ, главным акушером-гинекологом  Новгородской области.
— Валерий Юрьевич, в каком случае акушер-гинеколог ставит семейной паре диагноз «бесплодие»?
— Бесплодным считается брак, в котором беременность не наступает в течение года регулярной половой жизни без применения противозачаточных средств. Ещё несколько лет назад врачи говорили о двух годах, но стало понятно, что с этой проблемой затягивать нельзя. При лечении данной патологии необходимо учитывать резервы организма, у молодого они, естественно, лучше.
— В бесплодии в основном виновата женщина?
— До недавнего времени считалось, что да. Сегодня это далеко не так. Стремительно увеличивается процент мужского бесплодия, в процентном соотношении данные приближаются к 50 на 50. Мужчины этот диагноз переживают значительно тяжелее, чем женщины. Однако выявить бесплодие у супруга проще простого. Спермограмма — дёшево, быстро и показательно. В детальном обследовании пары начинают именно с мужчины. Если у него всё хорошо, то обследуют женщину.
— А если плохо? Отправляют к андрологу?
— Надо признать, что эта служба в регионе не развита. Таких специалистов у нас в области нет, а андролог необходим, и прежде всего детский. Сейчас мужчин с проблемой бесплодия наблюдают у урологов.
— Каков общий план обследования при бесплодии у женщины?
— Прежде всего обоих супругов проверяют на наличие инфекций, передающихся половым путём. Обследуется гормональный статус женщины. После дополнительных анализов ей назначают лапароскопию, с помощью этого минимального хирургического вмешательства оценивают проходимость маточных труб и выявляют различные гинекологические заболевания. Эти заболевания, как и непроходимость маточных труб, могут являться причинами бесплодия. Лапароскопия иногда позволяет восстановить проходимость маточных труб и провести лечебные манипуляции.
Для медиков 30—40% случаев лечения бесплодия, завершившихся успехом, — хороший результат. Лапароскопия эффективна примерно так же. В нашем регионе её проводят в Великом Новгороде, в  городском родильном доме и в областной клинической больнице. Лапароскопическую стойку планирует приобрести и Новгородский областной родильный дом. Насколько необходимо это оборудование, свидетельствует тот факт, что сегодня пациентка вынуждена ждать своей очереди в среднем три-четыре месяца, а иногда и до полугода.
— А если все-таки женщине не удалось забеременеть?
— После полутора лет лечения без результата в Великом Новгороде наших женщин направляют на высокотехнологичную медицинскую помощь в северную столицу. В ФГУ «Северо-западный окружной медицинский центр Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» проводят процедуру ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение). И здесь я всегда говорю нашим врачам-гинекологам: чем быстрее их пациентка поступит на ЭКО, тем выше её шансы забеременеть. Эффективность экстракорпорального оплодотворения у дам в возрасте от 20 до 25 лет составляет до 40%, у тех, кому за 35, — всего 2—3%.
— Этот вид медпомощи осуществляется по квотам?
— Есть федеральная программа по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, в которой запланированы квоты на акушерско-гинекологическую помощь. Любая женщина с диагнозом «бесплодие», имеющая новгородскую прописку, официально состоящая в браке, имеет право попасть в эту программу, где дорогостоящая процедура ЭКО будет для неё бесплатна. Законом не прописано количество раз участия в программе. У меня была женщина, которая три раза таким образом пробовала забеременеть. Кстати, процедура ЭКО оценивается примерно в 150 тысяч рублей.
— Сколько новгородок могут воспользоваться квотами?
— В прошлом, 2009, году их было 85, в 2010-м — 34, кто уже оформил документы и направлен в санкт-петербургский центр, в очереди — ещё 46. Думаю, эти претендентки до конца года тоже попадут на ЭКО. Как правило, в последнем квартале Минздравсоцразвития, отслеживая общероссийскую ситуацию по квотам, добавляет новые тем регионам, которые в этом нуждаются.
— Если женщина попала в программу, что её ждёт дальше?
— На первом этапе в Петербурге ей назначают план приёма препаратов, которые стимулируют появление яйцеклеток. Спустя время она приезжает на их забор, яйцеклетки оплодотворяются вне организма, а затем эмбрион подсаживают в матку. В стенах центра женщина проводит минимум времени, возвращается домой, и тут у неё начинаются две недели «сумасхождения»: получилось или нет.
— И как часто получается?
— Из 85 женщин, прошедших в прошлом году ЭКО, встали на учёт по беременности всего 18. Четыре из них сейчас продолжают наблюдаться гинекологами. Только у девяти родились малыши, у других шести были самовыкидыши. Кроме того, я хотел бы предупредить, что сама по себе процедура ЭКО небезопасна. Каждый организм индивидуален, для одного много яйцеклеток — нормально, для другого это грозит кистозными образованиями. И в последнем случае, если возникает беременность, иногда даже врачи вынуждены её прервать, к счастью, очень редко.
— Если всё же чудо свершилось, женщина рожает естественно?
— Для Москвы и Петербурга ЭКО давно не является противопоказанием к естественным родам. И наши новгородские женщины чаще стали отказываться от кесарева сечения.
— Одни женщины стремятся к материнству, другие — так же сильно сопротивляются ему. Каков новгородский показатель абортов сегодня?
— В области, как и по всей стране, количество абортов становится меньше. Впервые с 2008 года у нас в регионе количество родов превысило количество абортов. Официально наш новгородский показатель выше, чем у двух столиц. Однако там сведения не совсем достоверные, поскольку частные медицинские центры не обязаны представлять свои данные для статистики. Предположу: если бы информация была полной, картина изменилась бы в корне. Причины уменьшения количества абортов — грамотность семейных пар, которые планируют рождение ребёнка, и наличие хорошей контрацепции. Ни того, ни другого в Советском Союзе не было, отчего уровень абортов оказывался запредельно высоким.
Сегодня женщина идёт на прерывание беременности осознанно. В 90% случаев её вряд ли что убедит отказаться от этого. Хотя доктор рассказывает о том, что из себя представляет операция, к каким последствиям она может привести. Если мне удаётся на своих приёмах отговорить от опрометчивого поступка одну-двух пациенток в год, считаю для себя это великим достижением.
 
Анна МЕЛЬНИКОВА