Среда, 17 июля 2024

Издержки эпохи

Официально дата зарождения российской государственности определена как 862 год, когда славяне призвали княжить на Русь Рюрика. Это означает, что в 2012-м первому опыту государственной власти в России исполнится 1150 лет. Но существует мнение, что этому институту может быть и 1160, и даже 1170 лет. Осведомленные люди поговаривают, что существует даже некий проект закона об этой памятной дате, и называют несколько возможных центров всероссийских торжеств — Изборск, Великий Новгород, Ярославль, Смоленск. Одновременно в СМИ возрождается старый спор о том, что претензии Великого Новгорода на «статус столицы» первого государства на русской земле безосновательны. По мнению некоторых исследователей, столицей следует считать Старую Ладогу, ныне село в Ленинградской области. Значит, и грядущий юбилей должен проходить именно там. Сегодня двое видных ученых – Владимир КОНЕЦКИЙ, кандидат исторических наук, доцент НовГУ им. Ярослава Мудророго, и Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, кандидат исторических наук, заведующий археологическим центром Новгородского музея-заповедника размышляют, откуда на самом деле «есть пошла земля русская» и что стоит за рассуждениями о том, чей город древнее.

Конецкий: Никто не собирается оспаривать древность Старой Ладоги. Она бесспорна. Но дело не в том. Тема празднования юбилея однозначно исходит не из научных кругов. Кому нужен юбилей, догадайтесь с трех раз. Это в первую очередь большие деньги. И это лежит на поверхности, в отличие от археологических артефактов, которые лежат внутри.
Трояновский: Я считаю, что обсуждение темы приоритетности столиц не должно выходить за плоскость научной дискуссии, а попытка политизировать превращает ее в клоунаду. Лучше говорить по существу. Поскольку в 2009 году, когда мы отмечали день рождения Великого Новгорода, я участвовал в непосредственной подготовке мероприятий, то могу со знанием дела сказать, чем полезны юбилеи.
Да, вероятно, наш мог бы быть скромнее, но можно посчитать дивиденды. Похорошел кремль, филармонию довели до состояния VIP, памятники архитектуры, конечно, получили лишь косметический ремонт, которого хватит на три-пять лет. И конечно, я рассчитывал и на патриотический подъем населения. Возможно, у меня несколько романтические представления о реальности.
Но «растаскивание по квартирам» темы русской истории, попытки каждый раз что-то чему-то противопоставить — это процесс децентрализации, который является отголоском прошедших 90-х. Должен сказать, что празднование юбилеев в современной России несет в себе негативные издержки эпохи.
К.: Но если мы говорим о стране в целом, то исторические юбилеи для регионов — это возможность хоть как-то залатать дыры и в хозяйственных делах, и в научных.
Т.: Профессор Анатолий Кирпичников, снова поднявший тему «двух столиц» — Новгорода и Старой Ладоги, — большой ученый. Но в последнее время он увлекся яростной пропагандой приоритета Старой Ладоги, изучению которой он посвятил всю свою жизнь. При этом реализуя вполне прагматические цели. Благодаря его усилиям в 2003 году, между прочим, на 1250-летний юбилей Старой Ладоги туда наконец-то проложили асфальтовую дорогу, построили так называемый «президентский» причал, какие-то деньги были выделены на раскопки.
К.: А значение Ладоги как одного из важнейших ранних населенных пунктов в нашей истории несомненно. И укорять ученого, который хочет получить «под юбилей» российской государственности финансирование своих раскопок, тоже как-то не хочется.
Т.: Тут я с вами, Владимир Яковлевич, не соглашусь. Именно мнение Кирпичникова приводит нас к несовпадению на том поле, которое не должно выходить за плоскость науки. Анатолий Николаевич заявил, что Старая Ладога — столица Руси. У него есть круг сторонников, ниже рангом, но которые активно его поддерживают. А для современных политиков что важно? Столица — значит, первый, главный город. Они ориентируются только на это. Таким образом, идет некоторое опрокидывание современности в прошлое.
К.: И так и не так. Ибо Новгород в момент призвания варягов, мягко говоря, тоже не был городом. А?
Т.: Ну то, что вы говорите о Рюриковом городище, это не тема приоритета, а вопрос методический. Важно, что за этим стоит. Я вижу желание заработать очки и обменять их на реальные деньги.
К.: Мы эту тему уже обсуждали…
Т.: Вот вы Анатолия Николаевича выгораживаете, а он, между прочим, не стесняясь, говорит, что в Новгороде занимаются индустриальной археологией. То бишь мы помогаем строительному процессу, ведя раскопки под застройку. Так-то оно так, но получается, что мы здесь занимаемся какой-то второсортной наукой, а он — ищет остатки древнейшей столицы Руси.
К.: Маленькая сермяга есть в его словах…
Т.: Она в любых словах есть. Но не профессионал в этом деле, обыватель, хватает информацию сверху: дескать, и правда, жиреют археологи на индустриальных заказах…
К.: Сдается мне, что в профессии нашей все должно быть спокойненько. Не надо самим вмешиваться и другим ученым потворствовать. На самом деле, если вернуться к Старой Ладоге — это достойный туристский объект, который не так уж и раскручен в стране. Там по-настоящему ощущается тысячелетняя древность. Например, сохранен исторический ландшафт, в отличие от нашего города, где его всегда пытаются выровнять. Сопка с Олеговой могилой (археологическая версия), крепость, три монастыря XVII века… В научных кругах никто не умаляет достоинств Старой Ладоги.
Т.: Однако по сравнению с Новгородом ее никто не сделал дестинацией, конечной точкой, ради которой нужно проехать сотни километров. Ладога и в переносном смысле оказалась впрессована в культурный слой современного туризма.
К.: Это, в общем, полдела. Другой вопрос, что мы хотим отмечать в 2012 году? Официально это называется «зарождение российской государственности»?
Т.: Вы должны быть к этому готовы, Владимир Яковлевич и не делать неловких движений. Одно неловкое движение — и вы отец российской государственности.
К.: Тема эта серьезная, Сергей Викторович, и архисложная, потому что государство в один день не зарождается. Процесс это длительный, многостадиальный. В любом процессе вырвать какой-то этап формально невозможно. Если взять фактологическую базу, то мы как ученые признаем личность Рюрика, то, что он существовал. Но хронология, связанная с ним, не так проста. Дата, о которой мы говорим, — условная и заведомо неправильная. Потому что даже наша летопись предлагает другую дату основания древнерусского государства — 852 год. «Начаша себя прозывать русская земля»,  говорится в «Повести временных лет». А если брать другое летоисчисление, византийское, то это может быть и 842 год.
Т.: Дело в том, что летоисчисление, которым мы пользуемся сегодня, было высчитано ретроспективно лишь в XI — начале XII веков. Не исключено, что древние хронологи пытались разложить представляемый ими процесс образования государства в соответствии с датами христианизации Руси. Так что все достаточно условно.
К.: И никто из ученых не будет категорически настаивать, что дата рождения Великого Новгорода — 859 год — точна.
Т.: Мы даже знаем, как она появилась, я об этом писал. В середине 50-х годов, когда Новгород воссоздавали из руин, первый секретарь Новгородского обкома КПСС Базовский пригласил к себе на чашку чая акдемика Михаила Николаевича Тихомирова. И сказал: «Мы вот все бьемся, восстанавливаем, а внимания к нам из центра никакого. Хоть бы дату какую памятную, юбилей исторический…». Тихомиров пошел к себе, открыл первую попавшуюся книгу, а была это Никоновская летопись. В ней он прочитал, что в 859 году славяне новгородские «седоша у Ильменя». Так и было решено, что в 1959 году Новгород отметит свой 1100-летний юбилей. Однако заметьте, что, кроме награды в виде Ордена Ленина, область получила много денег на реставрацию памятников и небывалый душевный подъем населения. Это к тому, чем бывают полезны юбилеи.
К.: Вернемся к 862 году. Великий историк Сергей Соловьев писал так: «В 1851 году повелением императора Николая Первого было приказано считать началом Руси 862 год, потому что так писано у преподобного Нестора». Вот и все. Лучшим доказательством является установка памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (смеется).
Т.: Все эти даты — результаты компромисса или политического заказа историкам, на которые они откликаются, либо говорят: мы в эти игры не играем. Хотя у какого историка не ёкнет сердце, когда к нему власть проявляет интерес. А некоторые даже стремятся к этому. Заметьте, что 1100 лет российской государственности, которые пришлись на 1962 год, коммунисты отмечать не стали — это было бы чествованием династии Рюриковичей!
Что бы мы хотели отметить в 2012 году? Могу сказать, что для историков и археологов самое важное — провести научную конференцию по новгородике. Может быть, она будет называться «Новгород в истории России» или как-то еще. Потому что есть в этом городе нечто особенное, что всегда «выталкивается» на поверхность какими-то неудобными углами. Так или иначе этот год будет запоминающимся, и необязательно грандиозным праздником.
Задача не в том, чтобы вернуться к событию, которое случилось 1150 лет назад. Нам должно быть небезразлично наше сегодняшнее отражение в этих событиях.

Юлия ГЕНЕРОЗОВА
Николай БАРАНОВСКИЙ