Четверг, 26 декабря 2024

На заставе всё спокойно

{thumbimage 150px 1}Кордегардия — единственное место в Великом Новгороде, где можно видеть исторический герб города

Покидая Великий Новгород в одном из нескольких направлений или прибывая сюда откуда бы то ни было, мы видим сегодня декоративные стелы и дорожные знаки, обозначающие городскую границу. Однако ещё в XVIII столетии наряду с застройкой главных улиц и прилегающих площадей в Новгороде уделялось внимание оформлению «ворот» в город: со стороны Москвы, Петербурга, Пскова возникали заставы, контролирующие въезд в город на Волхове и выезд из него.
И посейчас заставы с караульными помещениями можно видеть на Большой Московской и Санкт-Петербургской улицах. Правда, ныне уже не всякий вспомнит, как правильно эти постройки называются и их первоначальное предназначение. Но даже тем, кому знакомо слово «кордегардия» (а именно так со времен Екатерины II называли в России помещения для караульных, строго отмечавшие границы города), не всегда удаётся выговорить его с первого раза.

Птичек жалко

Московская застава, расположенная соответственно на Московской улице в линии Окольного города, была построена по типовому проекту в конце XVIII века. В соответствии с утвержденным в 1778 году генеральным планом Новгорода. Аналогичная кордегардия существовала до 1830-х годов и на Санкт-Петербургской улице. Въезд в Новгород со стороны столицы обозначался двумя пирамидальной формы обелисками, стоящими по сторонам дороги. Сегодня, выложенные из кирпича, они обшиты металлическими листами. Обелиски соединены с одноэтажными небольшими постройками (бывшими караульнями) пряслами стен с проходами для пешеходов. Как правило, одно из помещений караулен предназначалось для офицеров, второе — для солдат.
Если сравнить фотографии начала XX века и современный вид караулен, то очевидно, что архитектурный облик зданий несколько менялся со времени их постройки.
— Такие заставы строились и в других губернских городах, — говорит заведующий отделом по культурному наследию городского комитета культуры Владимир ОРЛОВ. — Например, въезд в Кострому также оформлен парадно: двумя обелисками с кордегардиями.
Как сообщает информационный портал Костромы, въезд в город со стороны пристани был оформлен в 1823 году. Два четырехугольных обелиска были увенчаны двуглавыми орлами, и не случайно: в том году ожидался приезд в город императора. Так же, как и в Великом Новгороде, обелиски в Костроме соединены арочными пролетами с небольшими зданиями кордегардий. Однако несмотря на то, что въезд в Кострому со стороны Волги уже давно не главный, да и кордегардии там тоже не раз подвергались перестройкам, обелиски сохранились в городе до наших дней. Хотя венчавшие их орлы как символ царских времён в советские годы, естественно, были убраны.
Как отмечает в своей работе, посвященной кордегардии, историк архитектуры Людмила СЕКРЕТАРЬ, в XIX веке обелиски заставы на Московской улице также были украшены гербами в виде двуглавых орлов. А вот куда они «улетели», про то история умалчивает.

Кордегард-перестройка

В годы Великой Отечественной войны застава на Московской улице была частично разрушена: утрачены кровля, заполнения оконных и дверных проёмов, элементы декора, частично разрушена кладка. Памятник восстановили в 1955 году. Правда, как отмечает Секретарь, заделка ниш, растёска проёмов привели к утрате первоначальной симметрии и огрублению фасадов. Последний ремонт зданий на Московской заставе проводился в 1990-е годы. Хотя серьёзных реставрационных работ там не осуществлялось.
Чего не скажешь о кордегардии со стороны Санкт-Петербурга. Фасады двух каменных караульных домов были перестроены и улучшены уже в 1834 году. Об этом свидетельствует соответствующий проект, обнаруженный специалистами в архивах. Ответственным за исполнение был назначен архитектор Ф.И. Рерберг, отлично справившийся с заданием.
В итоге перестройки ранее невыразительные караульные домики стали подлинным украшением города. Архитектура зданий караулен (до нас дошло лишь одно) отвечала лучшим образцам классицизма: в широкую арку входа в здания встроены две колонны дорического ордера. По бокам арки на фасаде размещены барельефные украшения, а плоскость фасадов расчленена горизонтальными неглубокими впадинами (рустами). Между двумя зданиями караулен и полотном дороги раньше имелись металлическая ограда и чугунные фонари.

Новгородское безрыбье

Несмотря на то, что сегодня на Большой Санкт-Петербургской сохранилась лишь половина комплекса, она хорошо передаёт парадный облик прежней заставы.
— Однако уникальность заставы на въезде в город со стороны Петербурга не только в его формах, — говорит Владимир Орлов. — Фасады этой кордегардии на сегодняшний день — единственное место в городе, где можно видеть исторический герб Великого Новгорода: не только с медведями, но и с рыбами. Герб украшает фасады здания с северной и южной сторон.
«Рыбный вопрос», к слову, уже не один год будоражит умы городской общественности. Поводом для бурных обсуждений, напомним, стала «рыбалка» городской Думы в 2007 году, по представлению которой Геральдический совет при Президенте России зарегистрировал обновлённый герб областного центра без убранных с него сигов. Однако рыбная «революция» новгородцам пришлась не по нраву: общественные организация писали в Думу письма, протесты против «вылова» рыб с герба, проводили слушания. И вот на днях наконец ситуация сдвинулась с мертвой точки: в городскую Думу Великого Новгорода пришло письмо от Геральдического совета при Президенте России, где утрата рыб с герба города на Волхове признана ошибкой. Так что теперь, стоит надеяться, новгородцы вновь смогут любоваться и гордиться своим старинным гербом, по праву всегда считавшимся одним из брендов города, не только на памятнике гражданской архитектуры.

Вторая жизнь

Понятно, что сегодня по своему прямому назначению кордегардии не используются, но помещения бывших караулен не пустуют. В советские годы, как вспоминают старожилы, в здании заставы на Большой Московской улице (тогда проспект Ленина) продавали керосин. В «лихие» 1990-е в одной из караулен приютился секонд-хэнд, потом — магазин товаров для животных. Торговая жизнь теплится на заставах и сейчас. Так что за внешним видом кордегардий сегодня следят не караулы, а арендаторы.
Кстати, если верить писателям-народникам, в былые времена по соседству с заставой обычно располагался последний, в смысле крайний, кабак. Какие такие злачные места окружали новгородские заставы тогда, теперь сказать трудно. Но в 60—70-е годы прошлого века на месте не сохранившейся до наших дней второй караульни на Большой Санкт-Петербурской (тогдашней Ленинградской) улице собирала завсегдатаев стекляшка-кафе «Берёзка», переименованная затем в «Бирюсу». В 80-х непрезентабельную «точку» снесли, задумав возвести встроенное прямо в городской вал модное с виду учреждение общепита. Правда, в итоге построили магазин. Но это и логично: современный Новгород кордегардией не заканчивается, и современные трактиры уже давно распахивают свои двери далеко за пределами вала Окольного города...
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)