Среда, 27 ноября 2024

«Почтальон» звонит дважды

{thumbimage 150px 1}Следственное управление УВД области завершило следствие в отношении воровской шайки, совершившей 33 кражи из почтовых отделений, зданий сельских администраций, клубов и магазинов.
В феврале прошлого года в Боровичском районе объявились почтовые воры: в Травкове, селе в нескольких километрах от райцентра, был опустошён почтамт. Навесной замок на входной двери оказался спилен, кабель электропитания перерезан, из офиса исчезло почти всё, что можно было унести: компьютер, продававшиеся там продукты питания, хозтовары. В марте та же участь постигла почтовое отделение в Перелучах. Потом — в Починной Сопке, в Перёдках... Кражи совершались все в той же манере — со спиленным замком и перерезанным кабелем.

Истина где-то рядом

Осмотры мест преступлений особых зацепок сотрудникам боровичского угрозыска не давали. В нескольких случаях неподалёку от обворованных отделений эксперты находили следы автомобиля, однако сами по себе они большой ценности не представляли: если кражи совершали одни и те же лица, преступники могли менять машины. Да и на дворе было межсезонье: даже если воры пользовались одним автомобилем, то они скорее всего «переобули» бы его на летнюю резину. Дело осложнялось ещё и тем, что отпечатков пальцев в почтамтах сыщики не нашли — только следы от перчаток. Опросы местных жителей тоже не дали особо значимых наводок. Короче, было очевидно, что на почтах орудовали опытные преступники.
Сыщики подключили знакомства среди так называемых заинтересованных лиц из числа тех, кто либо сам в прошлом нарушал закон, либо водит дружбу с таковыми. И один из источников сообщил, что слышал, как некто Васильев из Ёглы под Боровичами ещё в феврале говорил, что у него есть карты оплаты сотовых операторов. Сведения, конечно, были куцые, но опера зацепились за них: в Мошенском РОВД рассказывали, что в начале февраля там обворовали магазин местного райпо, и в списке похищенного фигурировали карты оплаты. Возникла версия, что у этих преступлений могут быть общие корни.
Да и в роли почтового вора упомянутый Александр Васильев смотрелся вполне органично. Он был хорошо знаком боровичской милиции: заместитель начальника угро Дмитрий Зимин не раз ловил его на кражах из магазинов. При этом специализировался знакомец на сельской местности.
И решив потянуть за появившуюся ниточку, сыщики пригласили давнишнего знакомого в РОВД на встречу. В ходе разговора прозвучал провокационный вопрос: хорошо ли, мол, себя ведёшь, нет ли намерений взяться за старое? И дали подумать, оставив боровичанина в кабинете в одиночестве. Реакция на вопрос оказалась говорящей. Когда через несколько минут милиционеры вернулись, Александра Васильева уже не было — он выскочил через окно на улицу. Благо что «апартаменты» оперативников находятся на первом этаже здания РОВД. Сыщики обложили все возможные места появления беглеца, но безрезультатно.
— Мы тогда понимали: если почтовые кражи на его совести, голыми руками его не возьмёшь, — рассказывает Дмитрий
ЗИМИН. — У Васильева большой опыт общения с представителями правоохранительных органов, он знал, как себя нужно вести. В частности, похищенное никогда домой не тащил. Таких нужно брать только с поличным.

Наши сети притащили…

Итак, сыщики были вынуждены пойти на опережение. Продолжив работать в начатом направлении, оперативники закинули большую и очень мелкую сеть, надеясь получить информацию, которая прольёт свет на планы «почтальонов». Сотрудники угро начали общаться со знакомыми и родственниками уроженца Ёглы на предмет, где он бывал, с кем общался, чем занимался.
Общение принесло свои плоды. Кое-что логично помещалось в ряд с уже известными фактами. В частности, кто-то из собеседников припомнил: был случай, когда Васильев пытался продать сразу десяток банок тушёнки. Откуда она у него могла взяться в таком количестве? Также удалось узнать, что в последнее время его часто видели вместе с Дмитрием Сахаровым. Имя этого 48-летнего субъекта тоже было известно в угро. На него в отделе было много материала, который никак не удавалось реализовать: Сахаров и спиртом приторговывал, и воровал. Ещё в советские годы несколько раз сидел за решёткой, а в 2003 году попал в колонию за незаконное хранение оружия.
У знакомых Сахарова выяснили, что живёт он у любовницы. Они же подкинули другую интересную информацию: мол, в день побега Васильева из милиции именно Сахаров привёз его домой в Ёглу, после чего тот уже не появлялся ни у родственников, ни на работе. Кроме того, стало известно, что Дмитрий, недавно ездивший на скромном «Опеле», сменил его на более престижный и, что важно, вместительный «Чероки» вишнёвого цвета. Эта деталь согласовывалась с информацией, подошедшей от пестовских оперативников. Те рассказали, что в соседней Вологодской области в деревне, где обворовали почту, видели вишнёвый внедорожник, уехавший в сторону нашего региона.

Облава

Кражи между тем не прекращались. Под воровской чёс попадали не только почтовые отделения, но и здания сельских администраций, клубы, магазины под Боровичами, Любытином, Мошенским, Хвойной, Окуловкой. Везде хищения  совершались одним и тем же способом: преступники сбивали замки, резали кабели. То и дело в опросах местных жителей мелькал пресловутый вишнёвый джип. Ущерб, причиненный шайкой, приближался к миллиону рублей.
— В нашем распоряжении на тот момент была оперативная информация на ещё одного участника почтовых краж, — рассказывает Александр СОКОЛОВ, старший оперуполномоченный отдела угрозыска Боровичского РОВД. — Мы знали только его имя — Иннокентий. Однако на установление личности третьего «героя» времени не хватало: слишком обнаглели уже известные нам фигуранты — воровали чуть ли не каждый день. Их надо было брать.
Сомнений в том, что эти трое и есть те самые почтовые воры, уже не оставалось. Но поймать их за руку не получалось — не удавалось отследить их передвижения по области. Оперативники продолжали работать с окружением подозреваемых, и в один прекрасный день брат Васильева проболтался, что днём 14 июля Александр зачем-то ездил в сторону Пестовского района. Сыщики решили сделать ставку на эту информацию, предположив, что фигурант присматривал себе потенциальный объект для кражи. За троицей было установлено скрытое наблюдение, и когда около 10 часов вечера
16 июля автомашина с подозреваемыми уехала на Пестово, стало понятно: они отправились на очередное дело.
Было принято решение о проведении спецоперации по задержанию подозреваемых с поличным, получившей название «Почта». В ней приняли участие около двухсот сотрудников ОВД всех тех районов, где успели побывать похитители. В ночь на 15 июля были закрыты 63 дороги, на них выставлены более полусотни постов ГИБДД.
Весь отдел Боровичского угро, даже те, кто находился в отпусках, был привлечён к участию в операции. Сыщиков поделили на мобильные группы, поставили в засады, закрыв ими все дороги, которыми воры могли въехать в райцентр. Глубокой ночью мимо сидевшего в своей засаде начальника криминальной милиции Мошенского РОВД Анатолия Антипова проехал уже известный «Чероки», о чём было сразу сообщено в Боровичи. И спустя час на мосту через реку Вельгийка на въезде в город внедорожник зажали с обеих сторон автомобили, в которых находились боровичские оперативники.
— Ни Сахаров, ни Васильев явно не ожидали увидеть милицию, — рассказывает Соколов. — Они в первые минуты решили, что стали жертвами бандитов. Джип, как мы и ожидали, был набит украденным: колбасой, кофе, сосисками, сигаретами, шоколадом. Третьим в машине сидел некто, представившийся Иннокентием Костиным.
Последний выезд оказался и самым урожайным для почтовых воров: из магазина Пестовского райпо преступники похитили товаров на общую сумму более 100 тыс. рублей. Сразу после поимки преступников уголовные дела, возбуждённые по фактам краж троицы районными ОВД, были объединены в одно, за расследование которого взялось следственное управление УВД области.

Ночная смена

Задержанные, поняв, что лучше пойти навстречу следствию, дали признательные показания. Выяснилось, все трое давно знакомы: Васильев и Сахаров часто ремонтировали свои машины у Костина. Роль идейного вдохновителя в этой компании принадлежала первому. Александр когда-то работал водителем в Боровичском райпо и успел изъездить практически весь район. Он хорошо знал расположение магазинов, а заодно и почтамтов, которые зачастую в селах находятся в одном здании с торговыми точками.
Сахарова долго уговаривать не пришлось: тот предложил не только помощь, но и свою машину в распоряжение приятеля. С 44-летним Костиным было сложнее: тот никогда в подобное не ввязывался, но маленькая зарплата, оставшаяся без работы жена, двое детей и, главное, процветающий вид друзей заставили пойти на риск.
Придумав какую-нибудь легенду для близких, на кражи они отправлялись ночью. Васильев, выступавший в качестве штурмана, направлял Сахарова к заранее присмотренным почте или магазину. На месте он взламывал монтировкой замок или выставлял окно, и дело было, считай, сделано. Пока Костин стоял на стрёме, Васильев и Сахаров распределяли украденное по мешкам и переносили в машину. Дальнейшая судьба похищенного складывалась по-разному. Поначалу часть добычи сообщники приносили домой под видом презентов за шабашки — при обысках краденое было обнаружено на квартирах и в гаражах задержанных. Затем они наладили сотрудничество с владельцем одного из торговых ларьков в Боровичах. Причём ворованные товары ничего не ведавший предприниматель принимал по накладным, которые впоследствии вошли в материалы уголовного дела как одно из документальных доказательств деятельности воровской шайки.
Погубила «почтальонов», в конечном счете, жадность. Во время первых ходок они осторожничали, оставляя машину за деревней. Но с каждой новой партией аппетиты воров росли, а почувствовав безнаказанность, они окончательно расслабились: даже возвращались домой той же дорогой, что и на дело ездили. И она привела их в тупик.
Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены.
 
Елена КУЗЬМИНА