Среда, 17 июля 2024

Ненаписанное письмо

Мой прадедушка, Михаил Иванович Иконников, бывший студент, чьей мечтой было изучить три иностранных языка: немецкий, английский и французский, вынужден был стать солдатом. Он сражался геройски, но был взят в плен фашистами и после нескольких лагерей для военнопленных посажен в тюрьму Тегель в Германии осенью 1943 г.
Солдаты разных национальностей были заключены там: французы и поляки, немцы и русские, англичане и американцы. Мой прадедушка познакомился с несколькими английскими и американскими лётчиками. Летчики учили Михаила английскому языку, и все они мечтали о свободе.
В одной из камер они тайно могли слушать радио (немецкие охранники не знали об этом). Однажды Лондонская радиостанция передала, что 6 июня 1944 г. англо-американские вооружённые силы начали крупномасштабную военную операцию в Северной Франции (Нормандия) против гитлеровской Германии. Никто не мог спать в ту ночь. Они считали дни до своего освобождения. Они спорили, кто первыми откроет двери тюрьмы: русские или американские солдаты.
Мой прадедушка был освобожден 8 мая 1945 г., и с тех пор каждый год отмечал этот день как свой второй день рождения. Он работал учителем английского и немецкого языков в школе и умер от шестого сердечного приступа в 1989 г. Он часто рассказывал своим детям и ученикам в школе о войне, о своих товарищах, об их мужестве и вере в мирную и счастливую жизнь.
Моя бабушка вспоминает, что где-то в начале 1960-х (она была тогда школьницей) её отец получил странное письмо. Конверт был необычный, гораздо больше, чем советские конверты в то время, и очень потрепанный. На нем было несколько слов (она не помнит, на русском или на английском): «Михаил Иконников, Архангельск, Город на берегу Белого моря». Это было письмо из Америки от одного из лётчиков, бывшего заключенного из Тегеля.
Жаль, но две страны, которые вместе боролись против одного врага, уже не были больше друзьями. И он не смог написать ответное письмо. Я пишу это письмо за него.

Илья НИКУЛИН,
10-й класс