Одними из самых популярных (и прибыльных) видов мошенничеств являются так называемые мобильные афёры. Они называются так, потому что их преступная схема предполагает использование мобильного телефона. А это значит, что потенциальной жертвой злоумышленников является почти каждый.
По неофициальным данным, признающимся в том числе и МВД РФ, в 2009 году в нашей стране от действий мошенников пострадали более 3 млн. человек. Сотовые операторы дают разброс от 3 млн. до 10 млн. абонентов. Жертвами мобильных мошенников становятся и жители Новгородской области.
Невозможное возможно?
В общем потоке таких преступлений уже сейчас можно выделить свои подвиды. В частности, на электронный ящик нашей редакции только за последние три месяца поступило не менее десятка сомнительных предложений. Нам предлагали воспользоваться специальной программой в Интернете, которая якобы позволяет читать SMS-сообщения на чужом телефоне, а также просматривать там же журнал звонков. Адрес сайта в мировой паутине прилагался.
Однако, как заверила нас Юлия НЕМЕНОВА, специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Северо-Запад», предоставление контент-провайдером услуг по чтению чужих SMS незаконно, так как тайна переписки абонентов охраняется законом, а еще — невозможно технически.
А вот новгородка Любовь Г. в недавнем прошлом стала жертвой вымогательств с помощью мобильного телефона.
— Я зарегистрирована в социальной сети «В контакте», — рассказывает женщина. — И вот однажды увидела на своей электронной «стене» надпись, из которой следовало, что я добавила какие-то новые данные, которые угрожают безопасности моей странички. Якобы для того, чтобы устранить угрозу постороннего вторжения, нужно сделать бесплатный звонок на определённый телефонный номер. Мне пообещали, что в противном случае мою страницу ликвидируют. Я позвонила по указанному номеру, и в результате со счёта моего телефона сняли все имевшиеся там деньги, пусть и небольшие. Ущерб невелик, но было обидно за свою легковерность.
Ещё одна наша землячка, Мария К., «гуляя» по Инету, наткнулась на приглашение пройти психологический тест. В нём содержалось несколько десятков вопросов, а в конце сообщалось: чтобы получить характеристику по результатам теста, нужно отправить платную SMS на короткий номер. А после отправки автомат сообщил, что «сайт перегружен из-за большого количества пользователей, поэтому нужно повторить попытку через полчаса». Мария поняла, что это обман и больше не пыталась отправлять SMS.
Такие мошенничества строятся на многоразовой авторизации пользователя услуги: после отправки первой SMS человеку раз за разом предлагают продублировать запрос. Цель мошенников — организовать передачу как можно большего числа оплаченных сообщений. Например: «Ваш запрос принят, если вам исполнилось 18 лет, отправьте SMS с кодом xxxx на номер xxxx»; «Подтвердите совершеннолетие, отправьте SMS с кодом хххх на номер хххх»; «Запрос принят. Вы действительно хотите получить доступ к ресурсу? Для подтверждения отправьте SMS с кодом хххх на номер хххх» и т.д. И за все это мы платим мошенникам.
Партнёр моего партнёра
Базой для процветания высокотехнологичного жульничества являются четырехзначные телефонные номера — так называемые короткие. Как они появляются? По просьбе контент-провайдеров (организаций или лиц, обязующихся предоставлять информацию) их открывают сотовые операторы и сдают в аренду. Заключать договор с контент-провайдером мобильным компаниям выгодно. За каждое оплачиваемое соединение абонента с ресурсами провайдера — будь то получение развлекательных сервисов или отправка SMS с кодами — ему на счёт капают деньги.
— Сейчас операторы напрямую работают лишь с несколькими крупными агрегаторами и провайдерами контента, — рассказывает Юлия Неменова. — Те в свою очередь работают с более мелкими субагрегаторами, выдавая им те или иные из арендованных номеров. Наконец, последние уже сотрудничают с тысячами различных мелких поставщиков контента и веб-мастеров. То есть на один номер, по которому оказываются услуги, может быть подключено множество дополнительных сервисов. В том числе мошеннических.
Многие агрегаторы предлагают автоматически подключать новые сервисы — через договор оферты на сайте, так что получать услугу на короткий номер с легкостью могут даже физические лица прямо в Интернете. В результате операторы не в силах следить за всеми партнерами своих партнеров, и возникает совершенно непрозрачная пирамида отношений, у подножия которой кормятся тысячи сетевых мошенников.
Мошеннических схем великое множество. Например, есть преступная практика под названием фишинг. Мошенники создают фальшивые сайты, которые являются точной копией очень популярных ресурсов: «В контакте», «Одноклассники», Mail.ru. Заманивают туда посетителей, а далее все зависит от творческих способностей и аппетитов мошенников. Могут, например, заблокировать аккаунт, а разблокировка происходит по уже известному сценарию: платная SMS на короткий номер. И, может быть, не одна.
Людей также принуждают пользоваться навязанными рассылками, спамом, за отказ от которых нужно платить дорогостоящими SMS. Бывает, забрасывают предложениями поучаствовать в SMS-голосовании несуществующего конкурса или, пользуясь случайным набором цифр, отправляют сообщения на чужие мобильные телефоны устрашающего содержания, мол: «Я в беде, срочно положи денег на телефон!». Или абоненту приходит сообщение о том, что на его счёт якобы переведены деньги по ошибке, и надо их вернуть «законному владельцу» и так далее, и тому подобное.
Невозможное возможно?
В общем потоке таких преступлений уже сейчас можно выделить свои подвиды. В частности, на электронный ящик нашей редакции только за последние три месяца поступило не менее десятка сомнительных предложений. Нам предлагали воспользоваться специальной программой в Интернете, которая якобы позволяет читать SMS-сообщения на чужом телефоне, а также просматривать там же журнал звонков. Адрес сайта в мировой паутине прилагался.
Однако, как заверила нас Юлия НЕМЕНОВА, специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС» «Северо-Запад», предоставление контент-провайдером услуг по чтению чужих SMS незаконно, так как тайна переписки абонентов охраняется законом, а еще — невозможно технически.
А вот новгородка Любовь Г. в недавнем прошлом стала жертвой вымогательств с помощью мобильного телефона.
— Я зарегистрирована в социальной сети «В контакте», — рассказывает женщина. — И вот однажды увидела на своей электронной «стене» надпись, из которой следовало, что я добавила какие-то новые данные, которые угрожают безопасности моей странички. Якобы для того, чтобы устранить угрозу постороннего вторжения, нужно сделать бесплатный звонок на определённый телефонный номер. Мне пообещали, что в противном случае мою страницу ликвидируют. Я позвонила по указанному номеру, и в результате со счёта моего телефона сняли все имевшиеся там деньги, пусть и небольшие. Ущерб невелик, но было обидно за свою легковерность.
Ещё одна наша землячка, Мария К., «гуляя» по Инету, наткнулась на приглашение пройти психологический тест. В нём содержалось несколько десятков вопросов, а в конце сообщалось: чтобы получить характеристику по результатам теста, нужно отправить платную SMS на короткий номер. А после отправки автомат сообщил, что «сайт перегружен из-за большого количества пользователей, поэтому нужно повторить попытку через полчаса». Мария поняла, что это обман и больше не пыталась отправлять SMS.
Такие мошенничества строятся на многоразовой авторизации пользователя услуги: после отправки первой SMS человеку раз за разом предлагают продублировать запрос. Цель мошенников — организовать передачу как можно большего числа оплаченных сообщений. Например: «Ваш запрос принят, если вам исполнилось 18 лет, отправьте SMS с кодом xxxx на номер xxxx»; «Подтвердите совершеннолетие, отправьте SMS с кодом хххх на номер хххх»; «Запрос принят. Вы действительно хотите получить доступ к ресурсу? Для подтверждения отправьте SMS с кодом хххх на номер хххх» и т.д. И за все это мы платим мошенникам.
Партнёр моего партнёра
Базой для процветания высокотехнологичного жульничества являются четырехзначные телефонные номера — так называемые короткие. Как они появляются? По просьбе контент-провайдеров (организаций или лиц, обязующихся предоставлять информацию) их открывают сотовые операторы и сдают в аренду. Заключать договор с контент-провайдером мобильным компаниям выгодно. За каждое оплачиваемое соединение абонента с ресурсами провайдера — будь то получение развлекательных сервисов или отправка SMS с кодами — ему на счёт капают деньги.
— Сейчас операторы напрямую работают лишь с несколькими крупными агрегаторами и провайдерами контента, — рассказывает Юлия Неменова. — Те в свою очередь работают с более мелкими субагрегаторами, выдавая им те или иные из арендованных номеров. Наконец, последние уже сотрудничают с тысячами различных мелких поставщиков контента и веб-мастеров. То есть на один номер, по которому оказываются услуги, может быть подключено множество дополнительных сервисов. В том числе мошеннических.
Многие агрегаторы предлагают автоматически подключать новые сервисы — через договор оферты на сайте, так что получать услугу на короткий номер с легкостью могут даже физические лица прямо в Интернете. В результате операторы не в силах следить за всеми партнерами своих партнеров, и возникает совершенно непрозрачная пирамида отношений, у подножия которой кормятся тысячи сетевых мошенников.
Мошеннических схем великое множество. Например, есть преступная практика под названием фишинг. Мошенники создают фальшивые сайты, которые являются точной копией очень популярных ресурсов: «В контакте», «Одноклассники», Mail.ru. Заманивают туда посетителей, а далее все зависит от творческих способностей и аппетитов мошенников. Могут, например, заблокировать аккаунт, а разблокировка происходит по уже известному сценарию: платная SMS на короткий номер. И, может быть, не одна.
Людей также принуждают пользоваться навязанными рассылками, спамом, за отказ от которых нужно платить дорогостоящими SMS. Бывает, забрасывают предложениями поучаствовать в SMS-голосовании несуществующего конкурса или, пользуясь случайным набором цифр, отправляют сообщения на чужие мобильные телефоны устрашающего содержания, мол: «Я в беде, срочно положи денег на телефон!». Или абоненту приходит сообщение о том, что на его счёт якобы переведены деньги по ошибке, и надо их вернуть «законному владельцу» и так далее, и тому подобное.
Елена КУЗЬМИНА