Среда, 17 июля 2024

Эхо далёкой стрельбы

{thumbimage 150px 1}В Великом Новгороде начался суд по уголовному делу об убийстве предпринимателя Олега Журавлёва, организатором которого, по версии следствия, выступил Николай Кравченко. Журналистам стали известны некоторые детали расследования громкого преступления.
Олега Журавлёва убили 9 ноября 1996 года. Убийцы вели себя абсолютно безбоязненно. По словам очевидцев, около семи часов вечера, когда Журавлёв на заправке в Крестцах вышел из своей «семёрки», у АЗС притормозил автомобиль, из которого выскочили двое, открыли стрельбу по предпринимателю и скрылись. Убийцы даже не посчитали нужным использовать маски.

Ценный свидетель

По словам представителя Следственного управления СКП России по Новгородской области, прибывшие через несколько минут на место перестрелки сотрудники ППС застали Журавлёва ещё живым. Но ранения оказались слишком тяжелыми: 10 ноября около 4 часов утра после операции в Крестецкой ЦРБ предприниматель скончался от большой потери крови.
Расследование стало долгим и трудным. Уже через два месяца дело приостановили. Ни осмотр места происшествия, ни опрос очевидцев сыщикам и следователям ничего ценного не дали. Журавлёв тоже ничего сказать не успел.
Официально к преступлению вернулись только в мае 1998 года, когда в милицию неожиданно обратился новгородский предприниматель Юрий Баранов (имя изменено. — Прим. ред.). Он заявил, что был непосредственным свидетелем организации убийства Олега Журавлёва. По его словам, инициатором расправы выступил Николай Кравченко, а в роли киллеров — его охранники: Владимир Соловьёв и Николай Боровых.
Показательно, что, обращаясь к стражам порядка, Баранов фактически шёл на сделку. На предпринимателя, по его признанию, было совершено несколько покушений, и после очередного из них он отправился в областное УВД, решив попросить защиты в обмен на ценную информацию.

Операция «Ликвидация»

Как установило следствие, за несколько лет до перестрелки в Крестцах между Журавлёвым и Кравченко начал разгораться конфликт. В его подробности журналистов пока не посвящают. Согласно официальной формулировке, вражда началась из-за передела сфер криминального влияния.
Кравченко настаивал на том, чтобы Журавлёв навсегда покинул Новгородскую область, тот не хотел уступать. Он был человек с характером — боксёр, форму поддерживал постоянно, даже в Питер на тренировки ездил.
Однако верх в том противоборстве одержал всё-таки Кравченко, и за два года до трагических событий Журавлёв переехал в Петербург, оставив свой бизнес в Новгороде. Но 9 ноября 1996 года ему пришлось вернуться на малую родину: появились неотложные семейные дела.
Судьбу Журавлёва решила роковая случайность. Он ехал из Новгорода в Крестцы, когда навстречу попалась машина, в которой находились Кравченко вместе с Барановым. И вот он каким-то чудом успел разглядеть проехавшего навстречу Журавлёва и рассвирепел: его ослушались! Моментально приказал остановиться и оперативно разработал план ликвидации бунтаря. За обсуждением наблюдал Баранов: к нему в этом кругу относились как к своему.
Он прекрасно запомнил, как Кравченко поручил Боровых и Соловьёву, которые сопровождали шефа на машине, нагнать и убить Журавлёва, а потом где-нибудь сжечь свой автомобиль. Кстати, так они и сделали.

Не опять, а снова

Сразу после встречи с Барановым следователи провели обыски на квартирах Боровых и Соловьёва. Искали прежде всего оружие, из которого был убит Журавлёв, боеприпасы, документы на «Жигули», но не нашли ничего, что могло бы указывать на причастность охранников к тому преступлению. Естественно, сами они всё отрицали. «Поначалу обоих задержали, — указала Инна БЕРМАН, старший помощник руководителя Следственного управления, — но, продержав положенные трое суток в изоляторе, отпустили».
В общем, в 1998 году дело вновь приостановили. На этот раз на гораздо более долгий срок. Только в ноябре 2007 года Константином КАРАСЁВЫМ, главой СУ СКП России по Новгородской области, расследование было возобновлено. Посчитали, что девять лет назад следствие по убийству Журавлёва упустило ряд принципиальных деталей, отсутствие которых не позволяло воссоздать полную картину произошедшего и устранить возникшие в показаниях противоречия.
— Пришлось более детально передопрашивать всех свидетелей, встречаться с теми очевидцами преступления, у кого в 1996 году показания не брали, — рассказывает Инна Берман, — самым тщательным образом анализировать информацию, собранную следователями и оперативниками УФСБ, УВД области... В результате удалось собрать достаточные доказательства причастности Николая Кравченко, Николая Боровых и Владимира Соловьёва к убийству Журавлёва.
В итоге Кравченко было заочно предъявлено обвинение в организации убийства. Как известно, обвиняемый находится в международном розыске. В отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Боровых официальное обвинение предъявить было физически невозможно: ещё в 2000 году его нашли заколотым по дороге на деревню Ращеп, что в Новгородском районе. Перед судом по обвинению в убийстве предпринимателя предстал только Владимир Соловьёв: его задержали в прошлом году. Подсудимый отрицает свою вину.
 
 
Елена КУЗЬМИНА