Четверг, 28 ноября 2024

Укол смерти

Наркополиция столкнулась с зельем, превышающим по силе воздействия героин
 
Дезоморфин в притоне

 В Великом Новгороде впервые выявлен притон, где наркоманы занимались изготовлением дезоморфина. Обнаружить притон — обычную квартиру в одной из новгородских многоэтажек — удалось после обращения граждан в областное управление наркоконтроля.
— В начале октября жильцы дома позвонили на наш телефон доверия, — рассказывает Алексей МИТЮНОВ, начальник отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики областного управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН), — и рассказали, что давно стали обращать внимание, как в одной из квартир постоянно происходили странные вещи: то непонятный неприятный запах из неё разносится, то по вечерам громкий шум... Хозяйка подозрительной квартиры нигде не работала, вид имела странный, и личности к ней по вечерам ходили подозрительные. В общем, видавшие виды новгородцы заподозрили, что в квартире делают на дому наркотики, и решили обратиться в правоохранительные органы за помощью.
В детали оперативной работы корреспондента «НВ» не посвящали, но нетрудно догадаться, что наркополицейские взяли нехорошую квартиру под наблюдение. И в час-икс решили наведаться «в гости». Дверь им открыла девушка, в квартире помимо неё оказалось несколько молодых людей. Все трое, как показало медосвидетельствование, находились в состоянии наркотического опьянения: кололи опиаты.
В отношении хозяйки квартиры и гостей возбудили дела об административном правонарушении, каковым является употребление наркотиков, но наблюдать за квартирой не перестали. И спустя пару недель ещё раз позвонили в уже известную им дверь. История повторилась. В гостях у молодой новгородки оказались двое её ровесников — оба жители областного центра — и все под кайфом.
Отличие заключалось только в одном: наркоманы явно употребляли дезоморфин. На кухне борцы с наркобизнесом обнаружили различные аксессуары и ингредиенты, необходимые для его изготовления. Среди них были, в частности, продукты бытовой химии и остатки необходимого для приготовления медицинского препарата.

В домашних условиях

 Так наркополицейские впервые столкнулись с фактом кустарного изготовления дезоморфина в Новгородской области. Вообще, его изобрели в США в 20-е годы прошлого века в надежде создать замену морфию, к которому у больных, нуждающихся в обезболивании, возникало быстрое привыкание. Но, создав анальгетик, учёные получили обратный результат.
— Сейчас дезоморфин — один из самых страшных синтетических наркотиков, — рассказывает Алексей Митюнов. — По степени воздействия он гораздо сильнее героина. Зависимость от него возникает едва ли не с первого случая употребления и избавиться от неё, по наблюдениям наркологов, практически невозможно. В случае отказа от такого наркотика больного ждёт сильнейшая ломка.
Но и это ещё не всё. Учитывая, что для изготовления дезоморфина в кустарных условиях используются кислоты и щёлочи, нетрудно догадаться, что может произойти с человеческой плотью, когда готовый наркотик вводят внутривенно. «Она просто выгорает, — говорит Алексей Митюнов, — а кровь сразу сворачивается». На месте укола образуется незаживающая рана, которая постепенно превращается в язву. Кроме того, вещество с кровью разносится по всему организму, поражая сердце, почки, печень, лёгкие. В результате образовавшиеся на коже язвы остаются только внешним признаком регулярного употребления дезоморфина. В каком состоянии находятся внутренние органы, страшно представить.

Сесть в «седло»

Дезоморфин, который в среде наркоманов называют «седлом», обычно начинают употреблять бывшие героинщики. Он является аналогом героина, но при этом гораздо дешевле его.
— Почему дезоморфин появился в Великом Новгороде? — говорит Алексей Митюнов. — Наши оперативные позиции в области укрепляются, заниматься распространением героина стало слишком рискованно. Цена на героин подскочила, а зависимость у наркоманов осталась. И им приходится искать другие пути удовлетворения пагубной страсти. В результате кто-то решил перейти на дезоморфин.
Поскольку действие дезоморфина в отличие от «белого» длится не больше двух часов, колоть его приходится часто.
— Это для того, чтобы ломок не было, которых наркоманы боятся больше смерти, — указывает сотрудник наркополиции. По прикидкам правоохранителей, сидевшему на героине наркоману нужно три-четыре укола каждый день.
Начинающий дезоморфинщик заметно синеет: через кожу просвечивают образовавшиеся внутри кровоподтёки — а потом скрыть гниение уже невозможно. По наблюдениям врачей, первыми у наркозависимых лиц страдают ноги, потому что обычно на первой стадии зависимости инъекции делают в нижние конечности. Когда на них не остаётся живого места, колют в руки, в пах... Да куда угодно, прямо в образовавшиеся язвы. День за днём продолжается медленное самоубийство, наркоман превращается в существо, скорее, напоминающее героев фильмов ужасов. Человек гниёт заживо, и нередко оказывается на операционном столе, где ему ампутируют ноги или руки. Но это не является спасением. Через год-два употребления дезоморфина люди обычно умирают: подвергающийся регулярной интоксикации организм не может бороться со смертью.
К слову, вышеупомянутая содержательница притона, в отношении которой уже возбуждено уголовное дело, скорее всего, недавно начала употреблять дезоморфин. На её теле не было обнаружено глубоких язв, но наркоманку со стажем в ней было трудно не узнать. Как удалось выяснить следствию, фигурантка дела с 14 лет употребляет наркотики. Сейчас ей 25, но, по признанию Алексея Митюнова, на вид ей далеко за 30.

Скрытая угроза

Проблема в том, что часть медицинских препаратов, необходимых для изготовления дезоморфина, продаётся по рецепту, часть — без него. Все они содержат в себе кодеин, вещество, необходимое для синтеза дезоморфина. Поэтому, по словам Митюнова, сейчас борцы с наркотиками очень ждут принятия закона о введении рецептурного отпуска всех кодеиносодержащих препаратов.
— По нашим данным, соответствующий законопроект уже находится в Госдуме, и скоро парламентарии приступят к его рассмотрению, — указал Алексей Митюнов.
Появление закона — палка о двух концах. С одной стороны, он сделает отпуск кодеиносодержащих препаратов более прозрачным, с другой, опасные таблетки, без сомнения, уйдут в нелегальный оборот. Какова вероятность того, что и Новгородскую область постигнет участь других российских регионов, где дезоморфин стал одним из самых популярных наркотиков? Ясно, что его не повезут в Великий Новгород из соседних областей, как другие наркотики. Как говорит Алексей Митюнов, дезоморфин наркоманы употребляют в течение пары часов после приготовления. По истечении этого времени он теряет свою силу. Значит, везти его, скажем, из Питера бессмысленно. Готовится дезоморфин здесь и достается необходимое сырье для него тоже на месте.
На наркологическом учёте в регионе сейчас стоят 1386 человек. Героинщиков, то есть потенциальных потребителей дезоморфина, среди них 70%. Не говоря об оставшихся 30%, которые тоже могут с лёгких наркотиков перескочить сразу на дезоморфин, либо, посидев на героине, всё-таки крепко сесть в «седло».
По данным УФСКН области, дезоморфинщиков на учёте не больше десятка. Но это официальные данные. Как известно, учёт наркозависимых лиц обладает высокой степенью латентности, коэффициент которой в нашем регионе равен семи. Так что 1386 человек можно смело умножить на 7 и получить количество наркоманов, близкое к реальному.
Важно ответить ещё на один вопрос: есть ли в области чёрный рынок тех самых кодеиносодержащих препаратов? Как, например, смогла достать нужные ей таблетки хозяйка притона? И как их добывали те десять дезоморфинщиков, что учтены медицинской статистикой? Опытные врачи и фармацевты за версту чуют наркомана, и если тот просит «плохой» препарат, скорее всего, найдут причину, чтобы не продать его. Если у них, конечно, есть совесть. Нельзя исключить и версию того, что необходимые для изготовления «седла» препараты продавали по липовым рецептам или из-под полы.
Корреспонденты «НВ» ради интереса прошлись по нескольким новгородским аптекам: везде, где мы просили продать нам один из кодеиносодержащих препаратов, с нас требовали рецепт. И, по словам Алексея Митюнова, пока его коллеги не выявляли факты нелегальной торговли опасными анальгетиками. Впрочем, случаи нарушений отпуска медицинских препаратов врачами были. И если закон о рецептурном отпуске кодеиновых препаратов одобрят, появление «чёрных» аптекарей станет вопросом времени. «Чёрные» врачи уже есть.
Так, на днях областное УФСКН возбудило уголовное дело по статье 234 УК РФ «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» в отношении заведующей одним из здравпунктов Парфина, имя которой пока не называется. Одному из жителей посёлка она выписала рецепт на приобретение ретаболила, хотя этот препарат мужчине был необходим не в медицинских целях, а для наращивания мышечной массы во время занятий бодибилдингом. Как сообщает Алексей Митюнов, благодарностью за оказанную услугу стала коробка конфет и бутылка шампанского.
Подобный случай оказался не единственным в Парфине — рецепт на ретаболил был подделан врачом-терапевтом одного из муниципальных медицинских учреждений. Доктор выписала документ на несуществующее лицо и по нему получила сильнодействующий препарат в аптеке. В отношении медика возбуждено уголовное дело по статье 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
 
Елена КУЗЬМИНА