Четверг, 28 ноября 2024

Найти и обезвредить

Разыскиваемые лидеры новгородского криминалитета вернутся домой только в наручниках
В Великом Новгороде продолжает свою работу следственно-оперативная группа (СОГ) по декриминализации области. На основе наработанных группой материалов СОГ уже возбудила уголовные дела по серии рейдерских захватов, основными фигурантами которых являются успешные в недавнем прошлом новгородские предприниматели: Тельман Мхитарян, Николай Кравченко, Андрей Петровский...
О том, как идёт процесс зачистки, мы поговорили с руководителем СОГ, заместителем начальника оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД по СЗФО полковником милиции Николаем ВОЛКОВЫМ.
— Николай Вениаминович, расскажите немного о группе, которой вы руководите: когда создана, кто в неё входит...
— Следственно-оперативная группа начала работать весной 2007 года. В неё вошли сотрудники Генпрокуратуры, ГУ МВД по СЗФО и УВД Новгородской области. Поводом для начала работы СОГ послужило заявление новгородского предпринимателя Виктора Лавренова о том, как он подвергался незаконным поборам и вымогательству со стороны руководителя группы компаний «Хантер» Михаила Казакбаева и его подручных. Мы приступили к отработке полученной информации. Начались обыски на квартирах, в офисах тех новгородцев, которые, по нашей информации, были причастны к нападкам на Лавренова. Предприниматель стал первым новгородцем, обратившимся в правоохранительные органы за помощью. Его примеру со временем последовали и другие жители Великого Новгорода, пострадавшие от действий членов группировки Кравченко. Хотя она, конечно, стояла на учёте в УВД Новгородской области, но заявления от жертв вымогательств и поборов в милицию долгое время не поступали. Люди просто боялись обращаться в правоохранительные органы, потому что понимали, чем для них это может закончиться. А нет заявлений — нет и преступлений. Проводить следственные действия фактически не было возможности.
— Можете пополнить список уголовных дел, возбуждённых по наработанным вами материалам?
— Пока это уголовные дела в отношении Мхитаряна, Кравченко, Петровского, небезызвестного Вячеслава Забегалова, Александра Валайтиса (обвиняется в организа- ции убийства Юрия Володина, акционера ОАО «ПОГАТ-1». — Е.К.), Сергея Овсян- кина (осуждён за участие в вымогательстве охранной фирмы. — Е.К.), а также возбуждённое областным УВД и переданное нам уголовное дело в отношении Владимира Фёдорова, главы машиностроительной корпорации «Сплав», по факту вымогательства. Но в нашем распоряжении есть ряд оперативных материалов для возбуждения новых уголовных дел по фактам вымогательств акций, долей в предприятиях. Ведь практически весь Новгород безропотно платил дань лидерам вышеназванной группы через подчинявшиеся им охранные фирмы. В числе «данников» были даже детсады, которым приходилось платить за якобы предоставлявшиеся услуги по охране, которые на деле не осуществлялись.
 — По нашей информации, основной объём работы по уголовным делам в отношении вышеупомянутых лиц уже выполнен, доказательства их вины собраны, осталось только найти и арестовать фигурантов, чтобы предъявить им обвинение и направить дела в суд.
— Так и есть. Думаю, до конца года мы направим в суд уголовное дело в отношении Владимира Фёдорова и его сообщников — Елены Мухиной и Александра Зугана. Всем им уже предъявлено окончательное обвинение.
— А какова перспектива того, что объявленную в международный розыск тройку: Мхитарян, Кравченко, Петровский — всё- таки поймают? Сейчас разве что ребёнок не знает, что все они находятся за границей: Петровский — на Украине, Мхитарян — в Армении, Кравченко — в Австрии… — Перспектива есть. Специфика поимки подозреваемых за рубежом заключается в том, что на территории другого государства мы работать не имеем права. Соответственно розыском подозреваемых занимаются местные правоохранительные органы, контролировать которые мы по понятным причинам не можем. По последней информации, поиском новгородцев усиленно занимаются, но эта работа успехом пока не увенчалась.
Вообще, хочу пояснить, что основная задача сотрудников Северо-Западного управления МВД — разобщение и ликвидация криминальной группировки. Но ввиду того, что мы сейчас работаем в Новгородской области, нашим оперативникам параллельно поступает информация, касающаяся преступлений, совершенных вне рамок преступного формирования. Мы отрабатываем и её. Нам, в частности, стало известно о фактах хищений леса, земельных ресурсов, коррупционных преступлениях, отмывании денег, контрабанде оружия на территории вашего региона. По некоторым материалам уже возбуждены уголовные дела, которые сейчас расследуются.
— Многие ли сегодня готовы обратиться с заявлениями в милицию о нападках со стороны криминала?
— Таковых уже больше, чем весной 2007 года. В неофициальной беседе люди готовы рассказывать, но под протокол — боятся. Правда, есть несколько потенциальных заявителей, пообещавших дать показания после того, как мы задержим и арестуем Кравченко, Мхитаряна и Петровского.
— Люди боятся, что всё может вернуться на круги своя?
— Ничего не вернётся. Да, по оперативной информации, есть в областном центре люди, которые ещё предпочитают платить дань бандитам через доверенных лиц, но их уже гораздо меньше, чем было раньше. Многие уже, к счастью, осознали, что можно не платить и не бояться за свою жизнь. Такие примеры есть. Потому что новгородцы поняли, что не они, а бывшие криминальные лидеры сейчас находятся в очень уязвимом положении.
— Ваша группа работает в области уже почти два года. Какая картина вырисовывается: сколько объектов экономики региона находилось под контролем криминалитета?
— Были, конечно, отдельные предприятия, которые работали сами по себе, но основная масса промышленных объектов тем или иным способом платила дань членам преступного формирования. По оперативной информации, никаких движений без согласования с руководителями криминалитета не происходило. Вплоть до покупки иномарки — только с их разрешения.
— И наши промышленные гиганты — например, «Акрон», Боровичский комбинат огнеупоров — тоже были подконтрольны?
— Нет, до них добраться не успели. Крупный бизнес не находился под влиянием бандитов. В основном — малый и средний. Но думаю, если бы правоохранительные органы не вмешались и бандитам удалось войти во власть, они и большие предприятия прибрали бы к рукам.
 — Ваша группа присоединится к расследованию громких заказных убийств, совершённых в областном центре в конце 90-х и в начале 2000 года? Например, убийство директора Новгородского машиностроительнго завода Владимира Дугенца?
— Да, будем заниматься и этими преступлениями. Ведь группа была сформирована в том числе из тех сотрудников милиции, которые вели разработку по фактам убийств и исчезновению некоторых одиозных новгородцев. Например, пропавшего без вести Сергея Щетинина. Или Николая Пушкина._
— Проводили ли вы свою проверку по факту продажи земель, принадлежавших аэропорту Юрьево? По итогам проверки транспортной прокуратуры выходит, что эта территория была продана по сильно заниженным ценам, а покупателем, по неофициальной информации, выступил Тельман Мхитарян.
— Проверим эту информацию. Вообще, по нашим данным, за Мхитаряном эти земли в собственности не числятся.
— Не первый раз приходится слышать о том, что в области действовала ОПГ, но уголовного дела по факту её организации так и нет. Бытует мнение, что гораздо проще возбудить несколько уголовных дел по отдельным фактам противозаконной деятельности преступного сообщества, чем одно общее по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Потому что убедить суд в существовании ОПГ непросто. Надо доказать и распределение ролей, иерархичность структуры, устойчивость...
— Разумеется, мы работаем в этом направлении. Всем ясно, что в Новгороде действовало преступное сообщество. Но пока данных для возбуждения уголовного дела по 210-й статье недостаточно. Поэтому я хочу обратить особое внимание нов-ородцев: не надо бояться обращаться в следственно-оперативную группу с заявлениями о нападках со стороны членов ОПГ. При малейшей необходимости мы обеспечим заявителям государственную защиту. А Кравченко, Мхитарян и Петровский вернутся в Великий Новгород. Но только в наручниках.
* * *
Обращаться в СОГ по декриминализации Новгородской области можно по адресу: Великий Новгород, ул. Большая Санкт- Петербургская, 2/9. Или звонить по телефонам в областном центре: 981-047, 981-034, 981-035.
 
Елена КУЗЬМИНА