Телеканал «Культура» начал специальный проект, посвящённый истории Великого Новгорода
1150-летие Великого Новгорода телеканал «Культура» отметил новым циклом «Новгородские уроки русской демократии» авторской программы Феликса Разумовского «Кто мы?». Первый фильм вышел в эфир позавчера вечером.
Главной идеей телевизионного цикла стала попытка объяснить, как в древнем Новгороде возникло и существовало долгое время народоправство, говоря современным языком — гражданское общество. Этот первый отечественный опыт демократии оказался успешным, ведь он позволил сделать государственность Новгорода необыкновенно прочной, благодаря чему средневековая республика твердо обороняла свои западные рубежи.
Автор фильма уже в первой части говорит о том, что это стало возможным при помощи православной духовной основы. Авторитет архиепископа Новгородского, его пастырское слово явились стержнем, на котором держалась новгородская демократия. Причем в то же самое время Новгород дал поразительные образцы древнерусской культуры.
«Новгородские уроки русской демократии» сняты в фирменном разумовском стиле. Феликс Вельевич захватывает зрителя своим мастерством рассказчика, особой манерой изложения исторических фактов, которые не громоздятся горой, а выстроены в строгой логической последовательности. Отдельно стоит упомянуть об интеллигентном и понятном языке ведущего, что позволяет Разумовскому просто рассказывать о сложных перипетиях былого. Видеоряд насыщен динамикой: комбинированная съемка, в которой перед телезрителем предстают и отрывки старых художественных фильмов, и страницы средневековых летописей, и современные новгородские пейзажи, не только увлекает зрителя, но и несет полезную визуальную информацию сама по себе. К месту в проекте оказались сюжеты, снятые в Музее деревянного зодчества «Витославлицы».
В аннотации к циклу особо подчеркивается, и в фильме эта фраза не остается не замеченной зрителем, она рельефно выделена авторской интонацией ведущего: не следует идеализировать русскую демократию, но в то же время нельзя и умалять ее достоинства. Рассказчик в первом фильме поведал зрителю о трагической истории соперничества древнего Новгорода с Киевом. Но противостояние новгородцев войску крестителя Руси киевского князя Владимира, от которого в 989 году прибывают в Новгород посланцы- миссионеры, оборачивается историческим парадоксом — приходом к убеждению, что только православная соборность способна построить сильное независимое государство.
— Целая эпоха должна была пройти, — отмечает Феликс Разумовский, — чтобы новгородцы пришли к убеждению: «Нет более твердого фундамента для свободы, а также для общественной жизни, ее демократического устройства, чем правда Христова».
Духовную опору в борьбе за вольность Новгород обрел в образе Софии, которой посвящен главный храм Новгородской земли. «Мы народ софийный. Мы подданные Софии, и должны быть рыцарски верными своей царице. Это залог нашего существования. Российское и русское без Софии — противоречие», — цитирует Феликс Разумовский слова философа Павла Флоренского. Перед телекамерой, установленной оператором в соборе, автор фильма говорит о том, что в жизни новгородцев не было противоречия между богословским и социальным пониманием Софии, без которой трудно представить себе Новгородскую республику: «Республика — это не просто форма правления, это психология людей и своеобразное мирочувствие — софийное, которое располагает к красоте и общему делу».
В следующих передачах цикла телезрители канала «Культура» услышат подробный рассказ об особенностях новг родского республиканского устройства: о древнерусском парламенте — вече; о том, как граждане защищали, судили и, в случае необходимости, даже наказывали свою выборную власть; что означает «поставить на поток»; кто такие ушкуйники; чем оборачивалось политическое противостояние в обществе… Все это позволяет говорить о том, что «Новгородские уроки русской демократии» станут заметным явлением сезона не только на телеканале «Культура», но и в современной культурной жизни России.
Главной идеей телевизионного цикла стала попытка объяснить, как в древнем Новгороде возникло и существовало долгое время народоправство, говоря современным языком — гражданское общество. Этот первый отечественный опыт демократии оказался успешным, ведь он позволил сделать государственность Новгорода необыкновенно прочной, благодаря чему средневековая республика твердо обороняла свои западные рубежи.
Автор фильма уже в первой части говорит о том, что это стало возможным при помощи православной духовной основы. Авторитет архиепископа Новгородского, его пастырское слово явились стержнем, на котором держалась новгородская демократия. Причем в то же самое время Новгород дал поразительные образцы древнерусской культуры.
«Новгородские уроки русской демократии» сняты в фирменном разумовском стиле. Феликс Вельевич захватывает зрителя своим мастерством рассказчика, особой манерой изложения исторических фактов, которые не громоздятся горой, а выстроены в строгой логической последовательности. Отдельно стоит упомянуть об интеллигентном и понятном языке ведущего, что позволяет Разумовскому просто рассказывать о сложных перипетиях былого. Видеоряд насыщен динамикой: комбинированная съемка, в которой перед телезрителем предстают и отрывки старых художественных фильмов, и страницы средневековых летописей, и современные новгородские пейзажи, не только увлекает зрителя, но и несет полезную визуальную информацию сама по себе. К месту в проекте оказались сюжеты, снятые в Музее деревянного зодчества «Витославлицы».
В аннотации к циклу особо подчеркивается, и в фильме эта фраза не остается не замеченной зрителем, она рельефно выделена авторской интонацией ведущего: не следует идеализировать русскую демократию, но в то же время нельзя и умалять ее достоинства. Рассказчик в первом фильме поведал зрителю о трагической истории соперничества древнего Новгорода с Киевом. Но противостояние новгородцев войску крестителя Руси киевского князя Владимира, от которого в 989 году прибывают в Новгород посланцы- миссионеры, оборачивается историческим парадоксом — приходом к убеждению, что только православная соборность способна построить сильное независимое государство.
— Целая эпоха должна была пройти, — отмечает Феликс Разумовский, — чтобы новгородцы пришли к убеждению: «Нет более твердого фундамента для свободы, а также для общественной жизни, ее демократического устройства, чем правда Христова».
Духовную опору в борьбе за вольность Новгород обрел в образе Софии, которой посвящен главный храм Новгородской земли. «Мы народ софийный. Мы подданные Софии, и должны быть рыцарски верными своей царице. Это залог нашего существования. Российское и русское без Софии — противоречие», — цитирует Феликс Разумовский слова философа Павла Флоренского. Перед телекамерой, установленной оператором в соборе, автор фильма говорит о том, что в жизни новгородцев не было противоречия между богословским и социальным пониманием Софии, без которой трудно представить себе Новгородскую республику: «Республика — это не просто форма правления, это психология людей и своеобразное мирочувствие — софийное, которое располагает к красоте и общему делу».
В следующих передачах цикла телезрители канала «Культура» услышат подробный рассказ об особенностях новг родского республиканского устройства: о древнерусском парламенте — вече; о том, как граждане защищали, судили и, в случае необходимости, даже наказывали свою выборную власть; что означает «поставить на поток»; кто такие ушкуйники; чем оборачивалось политическое противостояние в обществе… Все это позволяет говорить о том, что «Новгородские уроки русской демократии» станут заметным явлением сезона не только на телеканале «Культура», но и в современной культурной жизни России.
В 22.05 24 сентября на телеканале «Культура» выйдет вторая передача «Новгородские уроки русской демократии» из цикла «Кто мы?».
Томас ТОММИНГАС