Пятница, 29 ноября 2024

Пермский след

К истории вопроса о деревянной скульптуре
Дерево издавна служит источником вдохновения писателей, поэтов, художников и композиторов. И как художественный материал привлекает внимание скульпторов и архитекторов много веков. А уж резьба по дереву, наверное, — древнейший вид человеческого творчества.
В настоящее время к категории самых известных в нашей стране относится так называемая пермская деревянная скульптура, уникальная тем, что сохранила отчетливые черты языческой культуры, испытав влияние западно-европейского барокко. Но в том виде, в каком мы ее знаем, пермская скульптура появилась на Урале в далекие века у местных народов. Здесь было  принято изображать божеств и духов в виде деревянных кумиров и идолов. Собственно из летописей мы знаем, что и в Новгороде было так же.
В частности, известно, что в 4 км от Новгорода (по направлению к Ильменю) на берегу Волхова располагался в Х веке храм бога Перуна с деревянной статуей в центре. Согласно Новгородской первой летописи, в 988 году статуя была срублена и сброшена в реку — шло крещение Руси.
В дальнейшем церковь запретила объемное изображение Христа. По решениям Святейшего синода, принятым в 1722 и 1767 годах, разрешалось только иконическое «плоское». В истории России были два факта объемного изображения фигуры и лица Иисуса: на саркофаге со святыми мощами в Киево-Печерской лавре и… на Северном Урале!
Что касается пермской деревянной скульптуры, это явление отнюдь не монолитное и не однообразное. Как любое другое живое явление, она росла, развивалась и менялась на протяжении всего времени. Правда, сегодня мало образцов деревянной скульптуры сохранилось на местах: в Чердыни, Соликамске, Покче. Большинство скульптур вывезено в центральные музеи и хранилища России. Около 370 резных изображений XVII—XX веков хранятся в Пермской художественной галерее.
Конечно, дерзко говорить о том, что новгородская экспозиция составит конкуренцию всемирно известным корифеям. Но дело с места тронулось. А там посмотрим!
 
Виктория ГЕНН