Среда, 17 июля 2024

Новгородский клобук

В начале 1564 года для избрания митрополита в Москву съехались иерархи Русской Православной Церкви. Но, как пишет Карамзин, «еще прежде они (приехавшие на собор епископы. — Г.Р.) соборною грамотою установили, что митрополиты российские должны носить клобуки белые, с рясами и с херувимами». Это решение было принято по желанию царя, который обратился к собору со специальным посланием.
Трудно сказать, почему так формально подошли иерархи к царской грамоте. Действительно, в ней он недоумевал: прежние русские митрополиты чудотворцы Петр и Алексий, архиепископ Новгородский Иоанн и ростовские чудотворцы Леонтий, Игнатий и Исаия носили белые клобуки, как и изображаются они на иконах. Последующие затем митрополиты и ростовские епископы и архиепископы носили уже черные клобуки. А почему отложены были белые, мы не нашли в писании.

Легенда о белом клобуке


Из истории было отлично известно, что белый клобук (на деле — обыкновенный головной убор монаха) символизирует высшую церковную власть. По старинной легенде, римский император Константин (306—337), придав христианству статус государственной религии, вручил белый клобук папе римскому Сильвестру как главе христианской церкви. Позже клобук был переслан в Константинополь вселенскому патриарху. Однако когда между Римом и Константинополем (между католицизмом и православием) обострились разногласия, патриарх Филофей, увидев во сне, что притеснением мусульманским христианская вера погибнет, стал думать, куда передать святыню. В «Повести о новгородском белом клобуке» сказано, что патриарх, оплакав предстоящие беды Константинограда, повеления Божьего ослушаться не посмел и сказал: «Там, где пожелает, там Господь и устроит святыню свою». И по совету благочестивого царя Иоанна (Иоанн V Палеолог. — Г.Р.) взял тот белый клобук и золотое блюдо и в уже известный ковчежец благоговейно положил. И, запечатав его своими печатями, а также описав все по повелению святого ангела и блаженного папы Селивестра, повелел носить этот белый клобук на главе архиепископу Василию и всем последующим за ним архиепископам Великого Новгорода. Считается, что речь идет о новгородском владыке Василии Калике (умер в 1352 году).
Повесть, конечно, — сочинение романтическое, но с весьма явной политической подкладкой. Не случайно же историки до сих пор не уверены, точно ли она была создана в ХV веке. А может быть, гораздо позже? К этой теме мы еще вернемся, а пока отметим, что в тексте литературного памятника содержится точная формула политической доктрины Ивана Грозного: Царя же русского возвеличит Господь над всеми народами, и под власть его подпадут многие из царей иноплеменных. Патриарший чин также будет передан Русской земле в свое время из этого царствующего града. И прозовется страна та озаренною светом Россией, ибо Бог пожелал подобным благословением прославить Русскую землю. То есть Иван Грозный придавал очень большое значение этому самому белому клобуку, поскольку утверждение за Русью высшей церковной власти наряду с европейским признанием за самим Иваном царского достоинства поднимали бы престиж нашего государства на высочайшую вершину.
Между тем присвоение Новгороду верховенства над русской церковью в ХIV веке, когда белый клобук якобы появился в Новгороде, скорее было поводом для усиления конфронтации в Русской земле, чем средством умиротворения. Новгородцы переживали весьма нелегкие времена в отношениях с великими московскими князями Иваном Калитой и Симеоном Гордым, Псков отделялся от Новгорода и приглашал на правление литовского князя (Ольгерда Гедиминовича), а по церковной линии не только не признавал новгородского владыку как полноправного святителя, но требовал прав на самостоятельное епископство и так далее.
Тем не менее никто на эти обстоятельства ни тогда, ни теперь внимания не обратил. А если и нашлись такие при Иване Грозном, так им заткнули рты.
Взглянув же на, кажется, формальный запрос Ивана Грозного более внимательно, мы увидим, что царь фактически в своем послании называет имя будущего митрополита всея Руси. Продолжая клобучную тему, царь пишет: Новгородский архиепископ Пимен, богомолец наш, носит белый клобук, и прежние новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю — мы также не знаем из писания. Кроме того, архиепископы Новгородский и Казанский печатают свои грамоты, благословенные и носильные, красным воском, а митрополит печатает свои грамоты черным воском. Между тем митрополит есть высший иерарх Русской Церкви, есть глава архиепископам и епископам, а он не имеет преимущества пред архиепископами и епископами.
Иными словами, Иван Грозный, указывая на необходимость нашей церкви вернуться к забытым символам патриаршего могущества (Иван Грозный мыслил стратегически: при царе должен быть патриарх, а не митрополит), недвусмысленно указал на Пимена (дважды) и на казанского архиепископа Гурия. Но Гурия среди кандидатов не было. Он умер 5 декабря 1563 года. Следовательно, оставался только один претендент — Пимен, который обеспечивал преемственность церковной политики, проводимой новгородцем Макарием, и утверждался бы в сане как законный носитель белого клобука.

Первый претендент

Кем был новгородский владыка Пимен, которому предстоит сыграть роковую роль, по официозной исторической транскрипции, в судьбе Новгорода? В отечественной историографии существует устойчивое мнение, что своей карьерой Пимен обязан царскому фавориту Сильвестру и митрополиту Макарию, которые способствовали его назначению Новгородским архиепископом.
Это назначение состоялось в ноябре 1552 года, но не вместо владыки Феодосия, как пишет Александр Зимин в монографии «Опричнина Ивана Грозного» (1964). Феодосия царь и великий князь Иван Васильевич свел с Новгорода (Псковская летопись) в начале 1551 года, после чего экс-владыка был пострижен в монахи Иосифо-Волоколамского монастыря, где и завершил свой жизненный путь в 1563 году. Неизвестно, почему Феодосий был лишен сана: по собственной просьбе или впал в немилость? Очень вероятно, что второе, поскольку на состоявшийся в начале 1551 года Стоглавый собор он вынес жалобу о многих пошлинах, собираемых с владыки и софиян, то есть с высшего новгородского духовенства.
Тем не менее, напомню, что в 1539 году Феодосий сыграл свою роль при избрании митрополита. Когда Макарий не пожелал выдвигаться на это место, выставил игумена Хутынского монастыря Феодосия кандидатом против будущего первосвятителя Иосафа. Этот маневр помог Макарию сохранить свои позиции и пересидеть в Новгороде смутное время, когда при дворе малолетнего великого князя пышным цветом распускались интриги и заговоры. Благодарностью за такую помощь стало назначение Феодосия сразу после того, как Макарий в 1542 году стал все же митрополитом, владыкой в Новгороде. Это было самое первое назначение, сделанное новоявленным митрополитом.
Так вот, после сведения Феодосия с владычной кафедры на нее был назначен настоятель Троице-Сергиева монастыря Серапион. Это произошло 14 июня 1551 года. Есть основания полагать, что Серапион выступил на Стоглавом соборе против претензий Феодосия на непомерные налоги. За это Иван Грозный и послал на новгородскую кафедру знакомого ему священника (присутствовал при кончине Василия III в 1533 году, крестил дочь царя Анну в 1549). Тот не только не просил о снижении налогов, но при нем в Новгород привезли из Казани более полутора сотен пленных татар, и владыка добровольно взял часть расходов по их содержанию на епархию, а другую часть возложил на городское купечество.
Однако владычествовал Серапион совсем недолго. В 1552 году в Новгороде разразилась чума, во время которой здесь якобы умерло почти 280 тысяч человек (Сергей Соловьев), а в Пскове, откуда чума пришла, — всего 25 тысяч. Серапион заразился и после короткой болезни 29 октября 1552 года скончался.
До конца того же года (20 ноября поставлен, 6 декабря прибыл в Новгород) на архиепископскую кафедру был возведен честной обители Кириллова монастыря с Белоозера клирик Пимен, читаем в Кратком летописце новгородских владык (ХVII век). Никоновская летопись уточняет, что поставлено был митрополитом Макарием архиепископ Великому Новгороду и Пскову старец Пимен Черной из Андриановой пустыни названного монастыря. Собственно, с этих противоречивых известий о статусе Пимена и начинается его биография. До 1552 года о нем можно найти всего одно косвенное упоминание. В перечне переписчиков Требника Кирилло- Белозерского монастыря есть пометка, что к этой работе был причастен и клирошанин чернец Пимен, потом ставший архиепископом Великого Новгорода. Понятно, что запись эта сделана после 1552 года, но точно известно, что требник переписывался в 1521—1533 годах. То есть можно предположить, что родился Пимен между 1500—1515 годами. А если учесть, что к 1552 году он уже был старцем пустыни, то время рождения, пожалуй, должно быть ближе к нижней дате.
Итак, в декабре 1552 года в Новгород приезжает архиепископ Пимен, которого зовут старцем, но который не по званию энергичен. Еще смертоносное поветрие (чума. — Г.Р.) не перестало в Новгороде, он же начал служить в святой Софии и поставлять по обителям игуменов, а по всем церквам — священников. От того началась милость Божия, помалу и поветрие перестало, говорит нам Новгородская четвертая летопись.
 Вообще, Пимена отличала высокая активность на протяжении всех 17 лет владычества. Он строил, освящал и ремонтировал церкви и монастыри. Например, заложил церковь Пантелеймона над гробом блаженного Николая Кочанова (1554), отремонтировал Никитинскую церковь (1557), придел Иоакима и Анны в Софийском соборе (1558), основал Тихвинский Успенский монастырь (1560). В 1566 году он освятил знаменитую ныне церковь Рождества Богородицы на Волотовом поле, в 1568 — новую церковь Николая Чудотворца и так далее. Ему принадлежит инициатива открытия 30 апреля 1558 года нетленных мощей Новгородского епископа Никиты (ХII век).
В назначенное время архиепископ Пимен с многочисленным собором духовенства совершил при гробнице святителя Никиты молебное пение, во время которого честные мощи его были переложены на «уготованный одр» и перенесены в главный соборный храм, где затем было отслужено всенощное бдение, — читаем в Житие Никиты, епископа Новгородского, вторая редакция которого создана также по распоряжению владыки Пимена. — По окончании всенощного бдения народ приложился к мощам святителя, а архиепископ переложил их в гробницу, которая временно, по повелению митрополита, была поставлена на правой стороне храма у малого столпа против амвона до окончания работ по расширению придела богоотца Иоакима и Анны. Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. В 1560 году Пимен распорядился оборудовать в Софийском соборе молельное владычное место, украшенное золотом, резьбой и росписью, а также изготовить резные позолоченные врата для входа в храм.

Вместо эпилога

Иными словами, второй после митрополита в церковной иерархии священнослужитель был предельно лояльным по отношению к набожному царю человеком. И были все основания полагать, что собор именно его выберет на место Макария.
Однако воля царя была проигнорирована. 2 февраля 1564 года собор постановил, чтобы русские митрополиты носили белый клобук, но 24 февраля на митрополию избрали инока Чудова монастыря Афанасия, бывшего духовником царя. Как сказано в «Истории русской церкви» митрополита Макария: «Имея в виду последнее обстоятельство, которое, вероятно, и было главною причиною избрания Афанасия, могли надеяться, что новый первосвятитель более других в состоянии будет действовать на Иоанна и пользоваться его расположением. Но не прошло года, как увидели, что таким надеждам не суждено оправдаться. Измена князя Андрея Курбского и некоторых других бояр, бежавших в Литву, и вскоре за тем последовавшие вторжения литовцев и крымцев в русские пределы до того усилили подозрительность в Иоанне, что он не считал себя безопасным в самой Москве». В начале декабря 1564 года Иван Грозный с семейством удалился в Александровскую слободу.
 

 Геннадий РЯВКИН