Среда, 17 июля 2024

Дом из романа

{mosimage}Здесь жила Грушенька из «Братьев Карамазовых»

В Старой Руссе на берегу Перерытицы, противоположном тому, на котором некогда жили Достоевские, стоит каменный двухэтажный дом. Невзрачный
и изрядно потрёпанный временем, он является едва ли не главной целью туристов, приезжающих в этот древний городок. Как ни удивительно, но вблизи именно этого старенького дома пролегают основные экскурсионные маршруты, рассказывающие о жизни и творчестве Фёдора Михайловича Достоевского. Именно здесь когда-то жила молодая красивая провинциалка Грушенька Меньшова, ставшая прототипом героини романа
«Братья Карамазовы» — Грушеньки Светловой.

Сами рушане давно уже позабыли, что в городском реестре этому дому присвоен номер 25 по набережной Глебова. В народе его называют не иначе как «домом Грушеньки». И корреспонденцию почтальоны приносят в «дом Грушеньки», и врачи приезжают на вызов всё к той же знаменитой «Грушеньке». Это и по сей день жилой дом. Здесь в пяти квартирах официально зарегистрированы пять человек.

Судьба, ставшая знаменитой
Выстроенный в середине XIX века, знаменитый сегодня дом изначально принадлежал семье мещан Меньшовых. Точнее сказать, он числился за Дарьей Кузьминичной Меньшовой — строгой и скупой старообрядкой. А вот уже у Дарьи Кузьминичны была прелестная дочь Грушенька. При этом последняя была лично знакома с семьёй Достоевских. Так что история жизни и трагической любви старорусской девушки развернулась на глазах Фёдора Михайловича. Более того, сама Агриппина Ивановна делилась личными переживаниями с супругой писателя.
Первая любовь принесла Агриппине Меньшовой много страданий и унижений. Она полюбила поручика Каспийского пехотного полка Коровайкина. Отношения между влюблёнными развивались быстро, и девушка была убеждена, что скоро выйдет замуж. Она лишь хотела, чтобы до свадьбы жених устроил личную жизнь своей сестры, купив ей дом в Старой Руссе, да боялась, что назревавшая тогда война с Турцией может стать помехой счастью.
В таких сомнениях прошёл почти год, а необходимый дом для сестры поручик Коровайкин так и не приобрёл. Более того, живя в Петербурге, жених позабыл о провинциальной суженой, а в 1876 году письма от него перестали приходить вовсе. В отчаянии Агриппина Ивановна написала Анне Достоевской письмо с просьбой о помощи. Текст его хорошо известен:
«18 ноября 1876 г. Дорогая моя Анна Григорьевна. Зная Ваше доброе ко мне расположение, обращаюсь к Вам, моя голубушка, с просьбою, дело вот в чем. По приезде из Петербурга я была сильно больна и в продолжение болезни получила только одно известие от моего жениха, и известие тоже грустное — он тоже болен, писал сам в кровати, говорил тоже, что придется ему переехать в госпиталь, и вот, после этого я ничего не знаю, что с ним, и жив ли, даже и того не знаю. Вероятно, что-нибудь уже было плохо с ним, иначе ничему не могу приписать его молчание. Так вот, родная моя, сделайте для меня, узнайте, если можно, что с ним, самая горькая истина для меня будет лучше неизвестности».
Анна Григорьевна отправила на розыски пропавшего жениха своего двоюродного брата. Вскоре выяснилось, что поручик жив-здоров, и даже несколько удивлён тем, что провинциальная девушка разыскивает его. Естественно, на этом отношения бывших влюблённых прекратились. Сорвавшаяся свадьба стала настоящим крахом в судьбе провинциалки. Строгая мать прокляла её, доведя до тяжёлой болезни.
Судьба Грушеньки Меньшовой не сложилась и позже. Она вышла замуж за офицера, но скоро супруг умер. Агриппина Ивановна прожила ещё много безрадостных лет и скончалась в приюте для таких же одиноких людей, как и она сама, располагавшемся в те годы на берегу Перерытицы, где и её собственный дом.

На страницах книги и в жизни
Никто из достоеведов и не ставит под сомнение, что судьба старорусской Агриппины Ивановны послужила материалом для создания литературного образа знаменитой Грушеньки Светловой из романа «Братья Карамазовы». Встречаются, конечно, скептики, но факты говорят сами за себя. Например, в романе героиня живёт «близ Соборной площади». И уцелевший дом Грушеньки тоже находится недалеко от церкви, на так называемой Соборной стороне.
На страницах романа «семнадцатилетнею ещё девочкой Грушенька была кем-то обманута, каким-то будто офицером, и затем тотчас же им брошена. Офицер-де уехал и где-то потом женился, а она осталась в позоре и нищете». Впрочем, литературоведы придерживаются мнения, что как бы ни были близки некоторые черты реально существовавшей Грушеньки образу героини романа, он создан значительно более глубоким и сложным. Так, у Достоевского героиня из «чувствительной и обиженной» в итоге превращается в «полнотелую русскую красавицу с характером смелым и решительным».
Сегодня, в XXI веке, когда интерес к произведениям классиков снова начал расти, простых обывателей детали досконального сходства героя и прототипа мало волнуют. Куда более интересна для них судьба самого дома.
— Люди, приезжающие в Старую Руссу, осмотрев Дом-музей Фёдора Михайловича, сразу же задают вопрос: а где знаменитый на всю Россию дом Грушеньки? — рассказывает младший научный сотрудник музея Жанна СМИРНОВА. — Это означает лишь одно: дом известен и вызывает живейший интерес. Мы даже проводим специальные экскурсии вдоль берега мимо него.
Второй по популярности вопрос, касающийся известного дома, — когда в его стенах откроют музей.
— Этот вопрос стоял еще в семидесятых годах XX века, — пояснила «НВ» директор Дома-музея Ф.М. Достоевского Наталья КОСТИНА. — Но не решился он тогда и не решится, видимо, и сегодня. Одно время ходили даже слухи, что людей, проживающих в доме, расквартируют, а дом отреставрируют. Так слухами всё это и осталось.
Сегодня знаменитый дом нуждается не только в реставрации, но хотя бы в простом ремонте. Носящий гордое имя «памятника градостроительства», он давно уже утратил былое величие.
— В Старой Руссе 68 памятников архитектуры и градостроительства, — разводит руками специалист комитета культуры Старорусского муниципального района Владимир БУДАРИН. — Все эти памятники «живут» исключительно за счёт средств, собираемых с жильцов. В итоге за год мы собираем около миллиона рублей на ремонт таких домов. Естественно, этих денег мало даже для восстановления одного памятника.
Впрочем, надежда на то, что дом из романа Достоевского выстоит под натиском времени, хоть и слабая, но всё же есть. Несмотря на отсутствие дома в реестре федеральных памятников, что и препятствует выделению средств на реставрацию, сегодня уже идёт подготовка необходимых документов. Скоро они будут направлены на утверждение в Москву, и не исключено, что, пройдя процедуру внесения в реестр, дом Грушеньки получит шанс на выделение дополнительных денег.

*  *  *
Берег Перерытицы в Старой Руссе никогда не пустовал. Сегодня же экскурсионные группы сюда и вовсе зачастили. В городе вновь начали интенсивно развивать туризм. Историей Руссы интересуются не только приезжие, но и сами рушане. Так, открыта и вот уже около года успешно работает школа молодых экскурсоводов. Здесь могут учиться все желающие. Пройдя курс обучения и сдав необходимые экзамены, молодые люди получают возможность на практике заниматься экскурсоводикой, работая с приезжими туристами и местными жителями. Интересно, что маршруты для работы с помощью местных краеведов они разрабатывают сами. Экскурсии уже проходят, и одним из первых маршрутов стал «Берег над тихой рекою», рассказывающий в том числе и о знаменитом доме Грушеньки. По словам молодых экскурсоводов, этот маршрут пользуется наибольшей популярностью.
 
Людмила РЕБРОВА
Фото автора