Пятница, 22 ноября 2024

Стеклянное счастье братьев Курженковых

{mosimage}Согласно легендам дед фабрикантов Курженковых заполучил свои богатства, ограбив на дороге почту, а 30 тысяч рублей припрятал, в чем покаялся только перед смертью. Так образовался первоначальный капитал знаменитых новгородских стеклопромышленников. Дальнейшая история бизнеса братьев Курженковых уже зафиксирована в архивных документах.

Михаил и Павел Семёновичи Курженковы были выходцами из крестьян деревни Полищи Крестецкого уезда. Начинали свое дело в Малой Вишере с универсального торгового заведения — лавки бакалейных и галантерейных товаров.

Споспешествовать развитию завода
По информации сотрудника Государственного архива Новгородской области Ольги Салтыковой, в июле 1880 года Маловишерская посадская управа приняла прошение Курженковых и определила им под постройку «стеклянного» завода четыре десятины общественной земли в посаде, рядом с железной дорогой, в арендное пользование на 25 лет бесплатно. Однако поставив условие — построить и пустить в ход завод в течение года. Возможно, что осенью этого же года начался выпуск первой продукции. Есть и другая версия, по которой дата основания завода — 20 июля 1878 года, а начало работы — апрель 1881-го.
Заключая документ о совместной деятельности по управлению заводом, Курженковы договаривались: «…Каждый из нас должен приложить все свое умение для наилучшего извлечения законным путем выгод из предприятия и споспешествовать развитию завода всеми зависящими от нас средствами…».
Производство поставили в удобном месте: сам завод был построен при Николаевской железной дороге, что снимало вопрос транспортировки. Топливо и сырье использовали местные, в Москве и Санкт-Петербурге располагались главные рынки сбыта. Правда, первоначальное техническое оснащение завода было крайне примитивным: работа шла на ручных и ножных станках, со временем приобрели единственный двигатель на 12 лошадиных сил. Переоборудование началось в конце 1880-х — начале 1890-х годов, когда поставили вторую и третью «стекольные» печи, затем установили газовые печи и построили новый цех — каменную шлифовую.
С самого начала завод работал по заказам, причем в начале года составлялся план выпуска изделий. На Маловишерском заводе изготавливались стеклянные принадлежности для электрического, газового и лампового освещения, фонари для железнодорожного транспорта, речных пароходов, морских судов и военного флота. Продукция выпускалась качественная, тщательно проводилась отбраковка, что связывали с требовательностью заказчиков и мастерством рабочих. Спрос на стеклянные изделия всегда был большой — товар никогда не залеживался. Возможно, поэтому Курженковы решились на расширение производства и строительство второго стекольного завода.


Физиономия круто изменилась
Со временем братья Курженковы выкупили имение генерала Крамера в Большой Вишере и построили здесь в 1889 году стеклянно-хрустальный завод. После чего, как сообщал в 1903 году журнал «Вестник Новгородского земства», «…физиономия местности круто изменилась. Вдоль линии железной дороги выросли сначала деревянные, а потом каменные здания завода с четырьмя газовыми печами, шлифовки и склада. По речке расположились в живописном беспорядке жилища для рабочих, а за речкой появился кирпичный завод. От завода во все стороны, как паутины, потянулись  узкоколейные подъездные пути. В доме Крамера были устроены школа и временная церковь. Понаехали немцы, чехи, голландцы и русские дьяковцы и москвичи со своими семьями, и Большая Вишера из безлюдной местности превратилась в густонаселенное местечко с почти тысячным населением».
Из года в год расширялся ассортимент продукции стеклянно-хрустального завода, который выпускал до 20 наименований предметов домашнего обихода и различную посуду: стаканы и сахарницы, масленки, блюдца, воронки и чернильницы, рюмки, вазы и салатники, пудреницы, вазы фруктовые, компотники, графины, тарелки, солонки. Работать на завод сторожами и кочегарами устраивались местные жители — крестьяне деревень Луга, Концы, Гряды.Шестнадцатилетним дозволялось работать макальщиками в шлифовочном отделении, а тринадцатилетние дети зарабатывали деньги закальщиками посуды и в браковочном цехе.
При всех положительных начинаниях работа завода имела и некоторые отрицательные проявления. Современники отмечали, что «…в деревне, где старожилы до сих пор ведут замечательную трезвую умеренную жизнь, завелись карты, появились пьянство и разврат. На понижение нравственности особенно повлияло совместное и скученное пребывание крестьянских девушек с прожженными мастерами в шлифовне…».
Оба завода, Маловишерский и Большевишерский, на 1916 год входили в Торговый дом Братьев П. и М. Курженковых. На «империю» Курженковых трудились 820 рабочих различных стекольных и вспомогательных специальностей.


Благие дела
Братья Курженковы оставили след в истории Новгородской губернии не только как удачливые предприниматели, но и как известные общественные деятели и благотворители. Даже простое перечисление общественных и должностных обязанностей и званий Курженковых вызывает уважение к этой фамилии. Михаил Семенович, кроме должностей гласного (депутата) Крестецкого земского собрания и Маловишерской посадской думы, состоял в разных исполнительных комиссиях общественного управления, являлся председателем строительной соборной комиссии, представителем церковно-приходского попечительства, попечителем Полищской земской
и Маловишерской церковно-приходской школ. Кроме того, для рабочих стекольных фабрик братья поставили школу, амбулаторию и больницу с постоянным фельдшером и «регулярной визитацией врача».
По завещанию Михаил Курженков отписал значительные суммы на сооружение в посаде соборного храма, на больницу-госпиталь, богадельню, назначил стипендии Петровскому обществу вспомоществования бедным, на так называемую «санаторию в посаде». Стипендии имени Курженкова назначались в Маловишерском посаде учащимся женской гимназии и реального училища, городского трехклассного мужского училища и на устройство ремесленного отделения при нем. В общей сложности 43 тысячи рублей были предназначены на благотворительные цели.

Татьяна ДАНЬКО,
специально
для «Новгородских ведомостей»
Елена ДРУЖИНИНА,
Андрей КОТКИН (фото)