Пятница, 29 ноября 2024

Чёрная небыль

{mosimage}Новгородский гимназист пишет фантастические романы о Зоне отчуждения

Завтра исполнится 23 года с того дня, как на Чернобыльской АЭС произошла авария. Просто вспомнить о том, что произошло в ночь на 26 апреля в четвертом энергоблоке атомной станции, как ликвидировали последствия катастрофы и кто в ней виноват, — наверное, уже банально. Об этом написаны книги, поставлены пьесы, сняты документальные фильмы, вышли в свет сотни репортажей и газетных статей. Сейчас важнее другое. Как люди живут после этого? О чём думают? Что чувствуют?

Пугающий мир
Сегодня трудно найти книжный магазин, где не продавались бы бестселлеры серии S.T.A.L.K.E.R. Целая вселенная из произведений современных российских писателей-фантастов, причудливо сочетающая Чернобыль и «Пикник на обочине» братьев Стругацких, породила один из наиболее успешных литературных проектов последнего времени. Сама же серия книг родилась по мотивам одноименной культовой компьютерной игры — S.T.A.L.K.E.R.
А вот анонс трилогии «Новая мутация» о Зоне отчуждения, запретной 30-километровой зоне вокруг укрытого саркофагом взорвавшегося реактора. Автор — 13-летний Коля Куц, воспитанник новгородской гимназии № 2:
«В этой книге вы увидите множество историй. Таких, как: «Новая мутация, или Эксперимент продолжается...», «Новая мутация, или Тень предательства»», «История Сухаря».
Удивительный мир Зоны отчуждения полон приключений, настоящей дружбы, веселья и безумных сталкерских надежд... Давайте окунёмся в этот мир, таинственный и пугающий, но в то же время живой и душевный».

Нарушенное равновесие
Писать о Зоне юный новгородец начал полтора года назад. В семье об этом узнали не сразу — прозаик стеснялся признаться. После того как открылся, читает свою фантастику только особо близким людям: отцу, друзьям. Романы, мол, несовершенны. По этой же причине и публиковать в обозримом будущем не мечтает. Говорит: «Надо дорабатывать и дорабатывать». Пока в активе два черновых варианта романов: «Новая мутация» и «Новая мутация, или Эксперимент продолжается». Скоро Николай собирается приступить к написанию последней части трилогии о жизни в Зоне.  
В его произведениях действуют мутанты, люди и животные, ставшие жертвами радиации, и сталкеры, которые охотятся за острыми ощущениями и драгоценными порождениями радиации — артефактами, обладающими различными фантастическими возможностями. Помимо этого в вымышленной зоне отчуждения образовались группировки. По словам романиста, одни выступают за то, чтобы Зону уничтожить, вторые её обожествляют, третьи являются анархистами.
Официально был представлен только один опус Николая — рассказ «Нарушенное равновесие», который он прочитал на гимназическом конкурсе творчества. «Кажется, всем понравилось», — считает юный новгородец.
По сюжету главный герой, сталкер, находит артефакт. Он может держать природу «в равновесии, которое люди, не задумываясь, постоянно нарушают». Но есть проблема: чудо-прибор действует только в течение года. В этом, по мнению Николая, и есть суть произведения: не может порождение Зоны являться средством спасения, поскольку сама она — зло.

Без жребия
Чернобыль стал для Коли столь захватывающей темой не случайно. Его отец, Виктор Куц, летчик-наблюдатель, побывал в Зоне отчуждения. Правда, через год после аварии.
— Я тогда работал в новгородском отделении охраны лесов, и в один прекрасный день мы получили полупредложение-полуприказ от начальства. Выбирайте, кто полетит в Чернобыль — искать и устранять пожары в Зоне отчуждения. Откажетесь — можете не выходить на работу, — вспоминает Куц-старший. — Отказаться мы не могли. Как это — без неба остаться? А в отделении нас было всего двое: я да напарник. Сначала хотели бросить жребий... Потом всё-таки я решил — полечу. У меня тогда был один ребёнок, а у напарника — двое. Но, Бог миловал, предельно допустимую норму радиации не получил, выполнял все инструкции по защите.
Куц-младший Зону видел только на картинках.
— Я однажды в Интернете фотографию Припяти (города в Зоне отчуждения. — Е.К.) видел, — рассказывает Николай и кивает на деревья за окном. — Вон как аккуратно растут, а в том городе всё уже очень сильно заросло. Везде зелень, ветки. Как будто джунгли в городе. Очень страшно!

Артефакт и кот Жорик
Сейчас юный писатель переживает, что, кажется, чересчур увлекся приключенческой линией.
— Я читал отрывки из романов одному своему другу, — признался Николай. — Ему очень понравилось. Это, конечно, здорово. Но он только сказал, что приключения интересные. А про философию ничего не сказал. Наверное, нет её у меня.
По словам Николая, когда он начинал писать, хотел показать, какое ужасное место — эта Зона. Но и сам не заметил, как потерял главную мысль своих произведений: не нарушайте гармонию природы. Мальчишеские фантазии увлекли. Так, в романах появился симпатичный рыжий кот Жорик, наделённый интеллектуальными способностями. И артефакт, с помощью которого можно излечить заболевшего после получения высокой дозы радиации отца одного из героев. Получилось, что Зона умеет не только убивать, но и спасать.
Однако как настоящий романист Коля периодически бросает своих героев в спорные ситуации, где выбирать приходится между зовом долга и желанием жить, социальными и биологическими установками. Например, в одном из романов действует сталкер Виктор Буров. Последний, по задумке автора, олицетворяет в романе совесть.
— Однажды мутанты зажали в лесу один отряд из группировки «Долг», — пересказывает Николай поворот сюжета. — Возник спор: выручать бойцов блокированного отряда или нет? Тогда один из членов отряда, шедшего на помощь, Мишка, сказал: «Зачем мы им будем помогать?». А Виктор посмотрел на него и отвечает: «Ну-ка, пойдём, поговорим». И сказал: «Надо спасать своих товарищей».

Если надо помочь
Виктор Буров очень похож на отца писателя.
— Я уже потом, через годы понял, что не отказался лететь туда, потому что иначе не смог бы жить спокойно, совесть не дала бы. Мои друзья там были, а я что? — объясняет Виктор Куц. — Это сейчас, прежде чем что-то сделать для своей страны, человек задумается: а во имя чего, а ради чего? Время такое. А тогда не задумывались. Если Родина сказала: «Надо!» — значит, надо.
Однако Виктор Буров — не такой уж однозначный герой, по мнению Коли. Он является членом группировки «Долг», которая поставила себе целью уничтожить Зону. У Николая есть объяснение морали такого художественного замысла.
— Я хотел показать наивность  членов группировки, — говорит гимназист, — ведь уничтожить Зону невозможно. Вообще, в моих романах нет идеально положительных героев. Не верю, что такие люди бывают в нашей жизни.
— А как же твой отец? Разве он не герой?
— Он — герой, — поправляется Николай. — Он не только стране помогал, но и товарищу своему. Если бы он не полетел, их всё равно двоих бы уволили.
— А будь ты на месте отца, полетел бы?
— Думаю, полетел бы. Если надо помочь.  
*    *    *
Неизвестно, каким будет окончательный вариант трилогии «Новая мутация». Может, очень скоро Николай положит исписанные острым почерком толстые тетради куда-нибудь в шкаф, забудет о них и, повзрослев, будет вспоминать о писательстве как о юношеском увлечении, способе само-
определения.
Главное, чтобы осмысление чернобыльской аварии как катастрофы, ставшей трагедией для сотен тысяч людей, не мутировало. Она не должна стать только лишь поводом для развлечения.
 
Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)