Пятница, 29 ноября 2024

Тайны могил

{mosimage}Новгородские исследователи считают, что нашли место захоронения бабушки Рахманинова и деда Добужинского

На небольшом пятачке, окружённом с одной стороны дорогой, с другой — гаражами, а с третьей — стеной Десятинного монастыря, что в Великом Новгороде, стоит большой валун. На нём — гранитная доска с длинным списком фамилий. Они принадлежат тем, кто почти полтора столетия назад был здесь похоронен — на этом месте в XIX веке находилось кладбище.

Лучшее в городе кладбище
Как пишет антрополог и археолог Денис Пежемский, к середине XIX века у новгородского Десятинного монастыря появилась насущная потребность в собственном кладбище. Если в XIX веке в монастыре жили всего около десятка монахинь, то к началу двадцатого их стало более 170.
Об открытии собственного кладбища перед митрополитом  Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, устроившим, кстати, под Новгородом «Училище девиц духовного звания», ходатайствовала игуменья Олимпиада. Она предлагала устроить некрополь к западу от монастыря, за оградой на огородах, около вала. И в итоге кладбище было открыто с согласия новгородского губернатора и городской думы 3 января 1868 года. Сначала — для сестёр, а затем и для всех желающих, за известную плату в пользу монастыря.
Как указывал Денис Пежемский со ссылкой на новгородского краеведа Василия Ласковского, монастырское кладбище, содержащееся сёстрами в большом порядке, было одним из лучших в городе. Здесь покоились останки многих именитых новгородских граждан.
— Благодаря сохранившимся в Новгородском историческом архиве метрическим книгам удалось установить имена 46 погребённых. Но, скорее всего, их было больше, — говорит Татьяна ВЕРХОРУБОВА, заведующая отделом по культурному наследию новгородской мэрии.

Память об учителях
Среди похороненных на монастырском кладбище есть, например, инспектор Новгородского реального училища Сергей Бураковский, организовавший оркестр балалаечников. Он преподавал в мужской гимназии и Николаевском женском училище. Кроме того, в своё время являлся преподавателем словесности в реальном училище.
Как указывает Пежемский, Бураковский был очень талантливым человеком, обожал литературу, театр, музыку, поэзию. Он издал массу методических пособий по русской литературе и сценическому искусству, писал статьи для «Новгородского листка», а его публичные лекции собирали самое большое количество слушателей.
Ещё один известный в Новгороде просветитель Алексей Левашёв был похоронен на кладбище при Десятинном монастыре. Известно, что Алексей Иванович был священником Екатерининского собора в Крестцах. С 1870 года он стал смотрителем духовного училища в губернском центре, а через семь лет был назначен священником Софийского собора.
В Новгороде Левашёв прославился тем, что, работая в Епархиальном совете по церковно-приходским школам, занимался устройством новых школ и улучшением преподавания в них. Так, в 1886 году он стал членом-учредителем и заместителем председателя Новгородского Епархиального братства святой Софии, одной из главных задач которого являлось содействие открытию церковно-приходских школ и поддержание старых.

Главная загадка
Но самое, пожалуй, любопытное, что, по версии Татьяны Верхорубовой, одной из похороненных здесь новгородок, которая обрела известность благодаря своему великому внуку Сергею Рахманинову, была Софья Александровна Бутакова — любимая бабушка музыканта. Кроме того, здесь лежат дед и бабушка известного русского художника, участника творческого объединения «Мир искусства» Мстислава Добужинского — Тимофей и Наталия Софийские.
Впрочем, могилы не сохранились. В 1920-е склепы и могильные кресты были снесены вместе с находившейся рядом церковью Всех Святых — кирпич и плиты использовали в дальнейшем как строительный материал. В более поздние годы советской эпохи на территории кладбища, начинавшегося у дороги и простиравшегося на юг до ближайшей жилой пятиэтажки, были установлены гаражи. Они и сейчас там стоят.
В общем, как резюмирует Татьяна Верхорубова, видимых признаков могил сейчас не существует. Есть вероятность, что была нарушена и целостность захоронений под землёй. Во время проведения здесь инженерных сетей рабочие наткнулись на гроб с телом неизвестного. На погребённом был мундир.
Косвенные доказательства
Тем не менее Верхорубова выражает уверенность в том, что тела Бутаковой и Софийских находятся здесь. И помимо Пежемского полагается ещё и на мнение Валерия Демидова, преподавателя Новгородского областного колледжа искусств имени Сергея Рахманинова, директора музея и члена Международного рахманиновского общества. Валерий Васильевич долгие годы занимается исследованием новгородского периода жизни великого композитора и пианиста и всего, что с этим связано.
— На настоящий момент архивных свидетельств того, что на этом кладбище была захоронена Софья Бутакова, нет, — говорит Валерий ДЕМИДОВ, — но есть косвенные. Во-первых, доподлинно известно, что Софья Александровна жила неподалёку от монастыря — её усадьба располагалась  наискосок от него (дом не сохранился. — Е.К.). Значит, выбор кладбища при Десятинном монастыре мог мотивироваться соображениями удобства. Кроме того, бабушка композитора являлась прихожанкой церкви Рождества Богородицы, руины которой и по сей день можно видеть на территории монастыря. Как рассказывал мне один из старожилов Великого Новгорода, Любовь Петровна Рахманинова, мать музыканта, вместе с Софьей Александровной ходили молиться в эту церковь. И ещё известно, что духовным отцом бабушки Сергея Васильевича был протоиерей храма Александр Петрович Устьинский.
Исследователь полагает, что бабушка композитора сделала вклад в пользу монастыря — деньгами или драгоценными вещами, для того, чтобы получить возможность быть похороненной на этом кладбище. Такой был тогда порядок.
— Однако, — уточняет новгородец, — доказательств того, что Софья Александровна сделала такой вклад, в моём распоряжении нет. Такие поступки в те времена не подлежали огласке. Да и монастырь это тоже не рекламировал. Считалось, что добрые дела верующих Господь и так видит.
На место упокоения родственников Мстислава Добужинского указывает сам художник в своих мемуарах. Вспоминая детство, он пишет, что во время своих поездок в Новгород, «посещая монастырь, мы всегда заходили и на монастырское кладбище, где лежали все родные...». Кроме того, конкретизирует, «дядю похоронили в соседнем Десятинном монастыре, на кладбище, заросшем травой, среди белых стволов берёз». Известно, что у Софийских на монастырском кладбище был склеп, а в нём традиционно хоронили всё семейство. Вряд ли кто из родственников получал другое место упокоения.
Дед Мстислава Добужинского был протоиереем церкви Михаила Архангела и жил со своей семьёй, как и Софья Бутакова, неподалёку от монастыря — на углу улиц Прусской и Десятинной.
— Точно установить место захоронения родственников композитора и художника можно было бы после раскопок на кладбище, — говорит Татьяна Верхорубова, — в ходе которых идентификацию останков можно провести с помощью генетической экспертизы. Но нужно понимать, что мы имеем дело с гражданским кладбищем и тревожить останки будет варварством.

Под валуном
Несколько лет назад отдел культурного наследия новгородской мэрии начал работу по созданию мемориала на месте монастырского кладбища.
— Мы говорим о том, что Великий Новгород связан с Сергеем Рахманиновым, — рассказывает Татьяна Верхорубова. — Здесь есть колледж искусств его имени, музыкальный центр имени великого музыканта… Но мы хотим определить участки земли, которые достоверно связаны с композитором. Их два: кладбище Десятинного монастыря и неподалёку от обители место усадьбы Софьи Бутаковой.
В прошлом году Татьяна Верхорубова смогла найти в Великом Новгороде компанию, руководство которой пошло администрации навстречу. Бизнесмены нашли на берегу Ильменя валун, доставили его в областной центр, установили рядом с монастырской стеной и вмонтировали в камень мемориальную доску с именами и фамилиями тех, кто, как верит Верхорубова, продолжает покоиться в земле. Планируется, что в мае этого года вокруг мемориального камня будет завершено мощение плиткой, высажены цветы и установлены скамейки.
Лежит ли в земле монастырского кладбища прах родственников Добужинского и Рахманинова — остаётся загадкой. Но это добавляет месту необходимую нотку таинственности.
 
Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)