Суббота, 30 ноября 2024

От мзды до суммы — один шаг

{mosimage}Коррупция в России стала нетерпимым злом, которое способно подточить устои государства


О коррупции, как реально существующем в России явлении, сказано в последнее время немало. Действительно, уровень её высокий, это уродливое явление мешает стране продвигаться в социально-экономическом развитии, ухудшает инвестиционный климат, подрывает доверие граждан, предпринимательского сообщества к государственным учреждениям. Препятствует нормальному, цивилизованному развитию общества.

По сути, сегодня коррупция стала нетерпимым злом, которое способно подточить устои  государства. Как отмечают некоторые эксперты, её объем составил, в частности,  в 2006 году примерно 240 млрд. долларов. В 2008 году в рейтинге коррумпированности Россия заняла 147-е место из 180 возможных. Среди наиболее коррумпированных институтов опросы выделяют в первую очередь местную власть (34%), правоохранительные органы.

Первые шаги
Учитывая сложившееся положение, борьбе с коррупцией придано приоритетное значение со стороны всех ветвей власти. Создан Совет по противодействию коррупции во главе с Президентом России, подготовлен Национальный план противодействия коррупции, которым предусмотрены меры по законодательному обеспечению, совершенствованию государственного управления, а также по повышению профессионального уровня юристов и по правовому просвещению россиян. 
Что в сложившихся условиях требуется от законодателей? Первые шаги уже сделаны. Идет работа с пакетом законопроектов, которые внес на рассмотрение парламентариев Президент РФ. В частности, в базовом документе «О противодействии коррупции»  определяются принципы противодействия коррупции. Говорится о том, что по решению Президента РФ для координации работы федеральных, региональных и муниципальных органов власти могут создаваться специальные органы из представителей федеральных и региональных органов власти и других лиц для борьбы с коррупцией. Генпрокурор РФ координирует деятельность милиции, ФСБ, таможни и других правоохранительных органов в рамках своей компетенции. Счётная палата РФ борется с коррупцией, контролирует исполнение федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов. Задействовано  Правительство РФ: оно распределяет антикоррупционные функции между теми ведомствами, руководство которыми осуществляет.
Особое место отводится мерам по профилактике коррупции. Прежде всего формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, в том числе путем антикоррупционной пропаганды. Идет также речь о проведении антикоррупционной экспертизы законодательства, о предъявлении специальных квалификационных требований к тем, кто претендует на место чиновника. В пакете также законопроект, вносящий поправки в закон о Правительстве РФ, и еще два документа, вносящие изменения и поправки в 25 действующих федеральных законов, касающихся работы милиции, судов, госорганов и т. д.
Принятие законов, конечно, необходимо. Но только одним этим  проблема не решится. Важно обеспечить повсеместное их  исполнение. Вслед за федеральной правовой базой необходимо  усовершенствовать региональную. А в  целом требуется  привести антикоррупционное законодательство в систему, лишить его запутанности, согласительных процедур, противоречий, «белых пятен», позволяющих на уровне подзаконных актов или путем вольного толкования выхолащивать смысл.
Есть, на мой взгляд, и международно-правовой аспект проблемы. Коррупционер не должен иметь возможности выехать со своими средствами, полученными незаконным путем, или без них за пределы страны, чтобы избежать ответственности за содеянное, и припеваючи жить на тропическом острове, в Западной Европе или США. Не секрет, бывает и так: наворовал, выехал из страны, а потом просит убежища в Европе, говорит, что его притесняет как инакомыслящего «недемократическая» Россия.  А ведь кто-то поверит и даст ему это убежище. То есть нужны нормы, единые в международном масштабе, требуется взаимный механизм выдачи преступников, в том числе по мотивам коррупционных преступлений. Нельзя поощрять мздоимцев, давая им возможность уходить от ответственности.
Еще один акспект: необходимо максимально исключить возможность прямого общения чиновника любого уровня, от которого зависит принятие решений в чью-либо пользу, и конкретного человека. Если рассмотрение просьбы, ходатайства по любому, даже простому бытовому, вопросу будет обезличено, то это уже сама по себе антикоррупционная мера. Пример тому — попытка Правительства Москвы организовать рассмотрение вопросов или документов граждан в режиме «одного окна». То есть сдал документы и ожидай их рассмотрения. А кто этим будет заниматься, самому гражданину и чиновнику не известно. Кому поручат, тот и работает с  документами. Таким образом исключаются попытки специального затягивания решения вопроса или, наоборот, его ускорения за определенную плату.
Надо иметь в виду, что реальное усиление борьбы с коррупцией повлечет за собой ответные шаги коррупционеров. Будут сопротивление, поиск способов обхода законодательства и различных запретов, налагаемых новыми правовыми нормами. К этому надо быть готовыми, своевременно влиять на ситуацию и оперативно корректировать необходимые усилия. Главное в этой борьбе — наличие политической воли у государства, органов законодательной и исполнительной властей всех уровней, быстрая и четкая реакция на изменение обстановки.

Роль гласности
Важнейшая роль в борьбе с коррупцией и создании в обществе атмосферы, направленной на осуждение этого явления, принадлежит средствам массовой информации. Этот серьезнейший ресурс должен быть максимально задействован для пересмотра имеющего хождения в обществе  мнения, что, мол, проще заплатить, чем мучиться. Люди не хотят давать взятки, но они хотят быстрее решить свои проблемы, их к этому вынуждают. Надо переломить подобную привычку, а это можно сделать только тогда, когда люди увидят, что на их жалобы реагируют, что по ним принимаются реальные меры и что это не только слова. Если же будут одни декларации, а на деле все останется по-прежнему — коррупцию не победить. Это напрямую относится к органам внутренних дел, которые находятся на переднем крае борьбы с преступностью, и именно они ежедневно общаются с гражданами, в основном не по приятным поводам.
Очевидно, что журналисты будут проводить расследования, а в антикоррупционной сфере они далеко не безопасны. Как защитить их жизнь, семьи, имущество? Ставка здесь может быть очень большой, факты сведения счетов с журналистами уже имели место. То есть вопрос защиты журналистов —  на повестке дня.
Хотел бы обратить внимание и на другую сторону вопроса, часто упускаемую при обсуждении проблем коррупции. Наряду с жесткой и бескомпромиссной борьбой против коррупционеров должны быть защищены честь и достоинство людей, не запятнавших себя этими действиями. Можно легко под флагом борьбы с коррупцией очернить, подвергнуть информационной атаке любого человека, руководителя самого высокого уровня, поднять шум, оказать давление, бросить на него тень.
Не секрет, что у нас можно прочитать в газетах, на сайтах в Интернете немало материалов, не имеющих ничего общего с правдой, где руководителям приписывают какие-то баснословные сокровища, массу всякой недвижимости, интересы в крупных коммерческих проектах с миллиардными оборотами и так далее. А это — далеко не всегда правда. Почему честный человек, не причастный к вышеназванным делам, вынужден оправдываться, объяснять, что он на самом деле ни при чем.  Такие  выбросы компрометирующей информации могут иметь дискредитирующее, дезорганизующее содержание, ударить по человеку — пусть оправдывается. То есть  на практике должны применяться меры ответственности за клеветнические измышления, должна быть неотвратимость наказания за подрыв авторитета личности или имиджа бизнеса.

Серьёзный настрой
Трудно однозначно сказать, нужен ли в стране отдельный специальный орган по борьбе с коррупцией, еще одна силовая структура. Полагаю, у нас их достаточно. Вместе с тем нужна координация борьбы с коррупцией в масштабе государства. Для этого создан Национальный Совет по противодействию коррупции.
Являясь членом Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счётной палатой РФ, хотел бы отметить, что в высшем органе  финансового контроля создана рабочая группа, перед которой поставлены три основные задачи.
Первая — это содействие развитию внутренних систем антикоррупционной профилактики в структурах государственной и муниципальной службы, от улучшения работы с кадрами до повышения качества «обратной связи» с населением.
Вторая — реализация мер по повышению качества правового образования, в том числе в части борьбы с коррупцией.
И третья — работа по формированию антикоррупционной культуры в обществе в партнерстве со средствами массовой информации и общественными организациями. Кроме того, руководство Счётной палаты готово обеспечить участие специалистов в экспертизе правовых актов на коррупциогенность, если Госдума и Совет Федерации посчитают такое необходимым.
Председатель Счётной палаты Сергей Степашин на эту работу настроен  решительно, нацелил на неё руководство и сотрудников СП РФ. Учитывая то, что для данного органа противодействие коррупции является прямым профессиональным долгом, в плане действий СП РФ по противодействию коррупции три раздела. Первый — не допустить коррупции внутри палаты. Второй — борьба с коррупцией в финансово-бюджетной сфере в рамках контрольных проверок. И третий — взаимодействие с силовыми структурами.
Надо заметить, что в Счётной палате борьба с коррупционными проявлениями ведется уже не первый год, и имеются определенные результаты. В частности, трое сотрудников были изобличены в получении взяток, за что поплатились высокими должностями и находятся под следствием. О случившемся  было открыто заявлено  в электронных и печатных СМИ. Коррупционеры страшно боятся гласности, она является мощным оружием в борьбе с этим злом. Только так можно эффективно бороться с коррупцией невзирая на чины, звания или прошлые заслуги
 
Александр КОРОВНИКОВ,
член Комиссии Совета Федерации
по взаимодействию со Счётной палатой РФ