{mosimage}Информация о нехватке лекарственных средств для льготников, поступающая из регионов России, по-прежнему будоражит общество. Как вылечить эту болезнь? Об этом разговор с представителем в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Новгородской области, членом Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Александром КОРОВНИКОВЫМ.
— Александр Венидиктович, несмотря на изменения в программе лекарственного обеспечения льготников до сих пор во многих регионах происходят сбои с получением лекарств. Каково ваше мнение, почему это происходит?
Ответственность переложили, но что делать с основными проблемами? По-прежнему статистика заболеваемости и планирование поставок лекарств не выдерживают критики — регионы не умеют выполнять эту работу. А потому далеко не все медикаменты, что нужны льготникам, вовремя и в необходимом количестве доходят до аптек. Не все выписанные рецепты отовариваются, их принимают на так называемое «отсроченное обеспечение». Но главное — не это. Основная проблема — фактические расходы для лечения нуждающихся граждан, как правило, значительно превышают нормативы государственного финансирования. Так, по данным Счетной палаты РФ, более половины граждан, не получивших своевременно лекарственные средства в аптеках, вынуждены были закупать их за собственные деньги. Средняя ежемесячная сумма таких затрат составляла порядка 1000 рублей.
— Были ли возможности по исправлению этой ситуации в конце 2007 года, когда меняли систему?
— Многих проблем в системе лекарственного обеспечения, которые начались еще в 2005 году, удалось бы избежать, если бы, во-первых, не стали латать этот тришкин кафтан и начали устранять системные ошибки лекарственной программы, а во-вторых — дали бы региональным властям время на подготовку к новой, измененной, программе ОНЛС 2008 года. Ведь в ноябре 2007 года, когда новые требования стали очевидной неизбежностью, регионы попросту не успели подготовиться к новой схеме закупки и распределения медикаментов. Несмотря на то, что в соответствии с законом у регионов достаточно полномочий для самостоятельной закупки, в силу специфики государственного устройства местные администрации в конце 2007 года ждали методических рекомендаций от центра. Эти рекомендации поступили не в полном объеме и настолько поздно, что большинство регионов стали действовать «по ситуации». В итоге к старым проблемам добавились новые. Например, в заявке на поставку появились лекарственные средства, уже снятые с производства, или их фактическая стоимость существенно отличалась от заявленной в аукционе. Далее — многие мелкие поставщики подавали заявку на участие в аукционе, не имея гарантий поставки лекарств и даже предварительного договора с заводом-производителем. И такие поставщики выигрывали аукцион, понижая цену до предела, получая право на поставку продукции, которой у них не было и быть не могло! Спрашивается, каков тогда смысл нововведений — создать видимость конкуренции и раздуть количество некомпетентных поставщиков, допустив их в социально важную сферу?
— Сегодня снова муссируется вопрос фальсификатов. Насколько льготники защищены от поддельных лекарств?
— По мнению ряда специалистов отрасли, обязанность поставщика, выигравшего право поставки за счет предложенной предельно низкой цены, создает предпосылки для «серого» производства и появления контрафактных лекарственных средств. Это — не подделки, но и не заводская сертифицированная продукция. Что касается проблемы качества, здесь я не могу не упомянуть о том, что, к сожалению, правительство не очень активно решает вопрос о введении принятого на мировом уровне стандарта качества фармацевтического производства, так называемого GMP (или, в переводе, «надлежащая производственная практика»). В России пока не действует правило участия в государственных программах лекарств, произведенных в надлежащих условиях.
— Что нужно, чтобы окончательно отрегулировать вопрос обеспечения льготников лекарствами в полном объеме и в срок?
— Я считаю, что нужно исправлять системные ошибки, изначально заложенные в механизм функционирования программы.
Первое. Нужно существенно доработать законодательную базу. Цель — сохранить страховой принцип лекарственного обеспечения граждан. Желательно, чтобы возможно большее количество жителей Российской Федерации могло пользоваться такой системой. Ввести механизм частичной оплаты лекарств за счет государства.
Второе. Целесообразно как можно скорее завершить работу по стандартизации схем лечения наиболее распространенных заболеваний. Тогда и врач, и пациент будут знать, какие лекарственные средства являются дотируемыми за счет государственного бюджета, и в каком количестве они должны назначаться при том или ином заболевании.
Третье. Нужно совместить назначение лекарств и той суммы средств, которая должна быть статистически рассчитана и зарезервирована в бюджетах всех уровней. Для этого необходимо создать информационную базу данных о заболеваемости декретированных категорий населения. Это позволит с большой точностью делать прогноз потребления той или иной группы лекарственных средств. При этом необходимо предусмотреть резерв под вновь регистрируемые диагнозы и миграцию населения.
Четвертое. Пересмотреть механизм закупки, распределения и отпуска лекарств населению. Система закупки медикаментов впрок — не панацея от проблем. Ситуация, когда в регион поставлено более 95% медикаментов от заявленного количества, при этом складские остатки велики, а больные не могут получить лекарства в аптеке, является вопиющей.
Наконец, нужно решить проблему государственного долга 2007 года: на сегодняшний день федеральный бюджет должен поставщикам более 15 миллиардов рублей за фактически отпущенные льготникам лекарства.
Чтобы подобные системные ошибки не повторялись, нужно решать их сразу, а не латать тришкин кафтан. До тех пор, пока не будет нормального страхового принципа в лекарственном обеспечении и адекватной статистической базы, никакие «прививки» не помогут.
— Руководство Росздравнадзора заявило о том, что значительной экономии средств, к которой стремились, реформируя программу лекарственного обеспечения льготных категорий населения, не происходит. Как вы думаете, почему?
— Во время проведения аукционов на поставку лекарств по программе ОНЛС на 2008 году бюджет сэкономил более 1 млрд. рублей. Это разница между начальной ценой контракта и ценой, предложенной победителем. Тогда как в прошлом году во время проведения конкурсов цена снизилась на 4 млрд. И это — при меньшем бюджете: 50,7 млрд. рублей в 2007 году против 60 млрд. в 2008-м!
Причина кроется в организации закупки лекарств. Дело в том, что к менее эффективному расходованию бюджетных средств привело, как ни странно, резкое увеличение количества организаций-поставщиков, работающих в программе. В 2008 году в ОНЛС вошло много мелких поставщиков: их количество увеличилось в 10 раз! Абсолютное большинство новичков победили на региональных аукционах. Повторюсь: во многих случаях региональные поставщики лекарств, те мелкие компании, о которых я говорил выше, закупают лекарства у крупнейших национальных дистрибьюторов. Влияет ли это на снижение цены? Отнюдь, нет.
— Ранее государственная программа лекарственного обеспечения рассматривалась как двигатель отечественной фармацевтической отрасли. Насколько можно об этом говорить сегодня?
— Я бы сказал, что после появления очевидных проблем и многочисленных сбоев в работе, программа даже сдерживает развитие отечественного производства. Члены Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФМ) говорят, что участие в ОНЛС сопряжено с высокими финансовыми рисками — замораживанием значительных сумм оборотных средств в связи со значительными задержками платежей в 2005—2007 годах. Как следствие, многие российские заводы-производители приняли решение либо вовсе не участвовать в поставках по программе ОНЛС, либо ограничить своё участие минимумом. Из-за тех же изменений в организации закупки и распределения лекарственных средств (а собирать информацию теперь нужно по каждому субъекту РФ) производителям становится практически невозможно прогнозировать потребность в лекарственных препаратах и планировать объемы собственного производства.
— Недавно сразу несколькими государственными чиновниками было высказано предложение о лекарственном страховании не только льготных категорий, но и всех граждан страны: приобретая выписанные врачом медикаменты, пациент, имеющий страховой полис, заплатит лишь часть его стоимости, остальное будет погашено за счет страховки. Как вы считаете, насколько данное предложение способно улучшить ситуацию с лекарственным обеспечением?
— Такая система может оказаться жизнеспособной при ее хорошей проработке, поскольку ориентируется на уже работающие за рубежом модели. В некоторых странах Европы функционируют социальные программы, которые частично компенсируют затраты, понесенные пациентом, на необходимые ему медикаменты. Например, в Финляндии определена сумма расходов пациента на лекарственные средства, компенсируемая государством, — 553 евро в год.
У нас в России обсуждается модель, в которой государство возьмет на себя часть расходов населения на лекарственное обеспечение. При этом платеж из госбюджета может составлять до половины цены за лекарства. То есть любой гражданин, имеющий страховой полис, придя в аптеку с рецептом от врача, заплатит за нужное ему лекарство полцены, остальные деньги аптека получит из госбюджета в течение определенного срока. Это позволит, с одной стороны, увеличить доступность лекарственной помощи широким слоям населения, а с другой — уйти от гигантских затрат по закупу и распределению лекарств. Я очень надеюсь, что введение подобной системы позволит оптимизировать режим назначения лекарственных средств, приведёт к более разумному потреблению медикаментов, снизит негативные последствия самолечения и, в целом, увеличит продолжительность жизни населения нашей страны.