Суббота, 30 ноября 2024

Вот моя деревня… (История одного поиска)

Уважаемый редактор! Написал заметку об истории деревни, где вырос. Если будет возможность, опубликуйте. Заранее благодарен. Мой адрес: 198334, Санкт-Петербург, ул. Партизана Германа, д.33, кв.5 Никифоров Юрий Васильевич «Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой…». С детства помню эти строчки. Так все и было. Увы, сегодня нет ни деревни, ни родного дома. Да и гора, вся заросшая выше пояса буйной растительностью, уже не кажется крутой, а просто пригорком. Почти ничто не напоминает, что здесь когда-то кипела жизнь, люди пахали землю, растили детей. Тот, кто не жил здесь, уже проедет или пройдет мимо, даже не догадываясь об этом. Речь идет о деревне Дудкино, которая находилась на территории Кировского сельского поселения Боровичского района и которая исчезла в 80-е годы прошлого века с лица земли. Увы, таких деревень много в нашей области и в районе. Ежегодно я посещаю родные места. Захожу на Серафимовское (в трех километрах от Дудкина) кладбище, где похоронены многочисленные родственники и просто соседи. Брожу меж могил, на фотографиях вижу знакомые лица, но слишком много безымянных могил, которые уже никто не посещает и никто не знает, кто здесь лежит. Неужели также сотрется память о живущих в деревне, о ней самой, часто спрашивал и спрашиваю я себя? Сейчас я жалею, что слишком поздно стал искать ответ на этот и другие вопросы. Пока мы молоды, почему-то нас это не очень и интересует. Жизнь кажется бесконечной. Я не был исключением. Кто мои предки по отцовской линии? Начав поиск с этого вопроса, я все больше углублялся в историю уже не предков, а историю деревни. Когда возникла деревня? Кто ей владел до отмены крепостного права? Не буду вдаваться в подробности поиска, были на этом пути и неверные шаги, которые, тем не менее, очень много дали для познания истории родного края. Как удалось выяснить после длительных поисков, первое упоминание о деревне Дудкино (или Дуткино, как писалось ранее) нашел в «Новгородских писцовых книгах», оно относилось к 1564 году. Там говорилось (сохраняю орфографию): « На Волочке жъ на Дершкове въ Николском и вЪ Покровском и в –Ыванском погосте деревни, что были въ поместье за Пестриком за Мартьяновым сыном Боранова, а ныне за Савином за Суботиным сыном Ивкова. … Деревня Дуткино: дв. Тараско Осипов, дв. Гриша Есипов сеют 6 коробей в одном поле, а в дву по тому ж, сена 30 копен, полторы обжи, а доходу дают 2 коробьи ржи, овса то ж, да за мелкой доход 9 алтын и 2 денги». Волочек на Держкове – нынешнее поселение Волок. После этого я послал запрос в Российский государственный архив древних актов, что находится в Москве. И вот что мне ответили: «Поисковые данные деревни Дуткино в писцовой книге 1678 г. - 25 душ за Федором Васильевым сыном Лупандиным, по первой ревизии 1719 г. - за Василием Федоровым сыном Лупандиным, по второй ревизии 1748 г. - за Симоном Ивановым сыном Лаптевым, 37 душ, по третьей ревизии 1762 г. за Симоном Ивановым сыном Лаптевым, 42 души мужского пола, 50 душ женского пола». О Симоне(Семене) Ивановиче Лаптеве узнал я мало. Разве только, что был он отставной поручик. В конце XVIII века деревней уже владела Серафима Ивановна Штерич. К сожалению, установить, что связывало Лаптева и Штерич, не удалось. С.И.Штерич была родом из старинного новгородского дворянского рода Борноволоковых, а замужем - за Петром Ивановичем Штеричем, чей отец – выходец из Сербии. Последней помещицей, владевшей деревней, была Мария Алексеевна Лутковская, внучка С.И. Штерич. Вначале я представлял ее эдакой гоголевской Пульхерией Ивановной, но затем узнал, что Мария Алексеевна была «светской львицей», жила в Петербурге, в первом браке – княгиня Щербатова. В ее салоне вращались такие люди, как Карамзин, Лермонтов и другие. Лермонтов посвятил ей несколько своих стихотворений. В 1843 году она вышла замуж за полковника, впоследствии ставшего генералом, Ивана Сергеевича Лутковского, в то время адъютанта великого князя Михаила Павловича. Именно она явилась инициатором строительства Десятопятницкой церкви в деревне Серафимовка в 1855 году. Кстати, и деревня Серафимовка возникла в 1849 году, после того, как часть жителей Дудкина, опять-таки по распоряжению Лутковской, была переселена на это место. Десятопятницкий храм стоит и поныне… Может быть, ему и Серафимовке уготована новая судьба, как знать. Что он все про помещиков да про помещиков, возможно, поморщится кто-нибудь. А где же крестьяне? Увы, слишком мало сохранилось исторических документов о крестьянах. Мне удалось получить только одну ревизскую сказку, 1762 года, со списком жителей Дудкина. Очевидно, среди них были и мои предки. Более конкретные данные я получил из материалов выкупного дела 1866 года, найденного уже в Российском Государственном историческом архиве. Был среди этих материалов и, выражаясь современным языком, «протокол» мирского схода со списком его участников. Там был и мой прадед – Никифор Филиппов. Но понадобилась еще работа в Новгородском государственном архиве, чтобы окончательно убедиться в этом. Деревня Дудкино «умерла» в 80-е годы прошлого века. Причины известны: коллективизация, война, послевоенное лихолетье. Старики умирали, молодежь уезжала в города. Так закончилась более чем 400-летняя история обыкновенной русской деревни. Для чего пишу я эти строки? Если бы я был богат, то поставил памятную стелу или другой памятный знак на месте деревни, чтобы каждый, кто сегодня идет или едет мимо пустырей, знал, что здесь когда-то жили люди. А может быть мы, потомки, соберемся и построим этот скромный памятник?! А вдруг и местная власть откликнется и сможет помочь? Юрий Никифоров.