Среда, 17 июля 2024

Бежавшие в ночь

18 февраля 1944 года Старая Русса была освобождена от фашистов
14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую наступательную операцию. 2-й Прибалтийский фронт (генерал армии Маркиан Попов), войскам которого предстояло вести бои за освобождение Старой Руссы, в начале операции выполнял отвлекающую функцию. А именно: не давал возможности противнику перебросить свои силы на направление основного удара, активно действуя соединениями 1-й ударной армии.
Собственно 1-я ударная и выполнила основную работу по освобождению города. Генерал-полковник Василий Шатилов, командовавший в то время 182-й стрелковой Дновской дивизией (в составе 1-й ударной армии), в своих мемуарах «А до Берлина было так далеко» рассказывает: «…15 февраля 1-я ударная армия получила задачу, наступая на самостоятельном направлении, прорвать оборону противника южнее Старой Руссы, развивая успех во взаимодействии с войсками 54-й армии Ленинградского фронта...
Однако немецкое командование, опасаясь все большего нависания 54-й армии над флангами и тылом старорусской группировки, вынуждено было в ночь на 18 февраля начать отвод соединений 10-го армейского корпуса из района Старой Руссы. Из штаба нашей армии поступил приказ перейти к активным действиям.
…КП дивизии развернули в деревне Дратино, но прежде чем занять немецкие блиндажи, саперы тщательно их проверили и обезвредили от оставленных мин и фугасов. В ночь выслали на главное направление два отряда преследования, которые были созданы нами заблаговременно из стрелковых подразделений на автомашинах, усилены танками и артиллерией, а частям первого эшелона дали возможность отдохнуть до утра.
В ночь на 18 февраля под давлением войск наступающей 1-й ударной армии фашисты оставили Старую Руссу. Город находился под гитлеровским игом с 9 августа 1941 года».
Добавим подробностей: хронологически установлено, что после того, как части 16-й немецкой армии ночью вышли из Старой Руссы, первой в город ворвалась около 10 часов утра разведка 37-го танкового полка 1-й ударной армии и сообщила по рации, что в городе противника нет.
И еще. Об этом не принято говорить, но ведь война — не только победы и поражения, случаются и относительные неудачи. Таковыми были признаны действия командующего Прибалтийским фронтом Маркиана Попова в Старорусско-Новоржевской операции. Ему поставили в вину, что он не сумел предугадать направление отхода 16-й армии (главной ударной силы группы армий «Север») из-под Старой Руссы, в результате чего немцы ушли в Прибалтику. 20 апреля 1944 года генерал армии Попов был понижен в звании до генерал-полковника, а 23 апреля переведен на должность начальника штаба Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов.
К слову, Маршал Советского Союза Василевский характеризует в своих мемуарах Попова как одного из наиболее выдающихся командующих фронтами и прямо указывает, что «Попов мог бы стать Маршалом Советского Союза, если бы не злоупотребление спиртными напитками».
 
Сергей ВЕТКИН