Среда, 17 июля 2024

От Руси до «Имени России»

{mosimage}Александр Невский… В этом имени честь и слава не только России, но и, в первую очередь, Великого Новгорода. Государственный деятель, святой, полководец, не знавший поражений, является исторической гордостью города, который отмечает в будущем году 1150-летний юбилей.

Имя Александра Невского в народной памяти всегда было живым, и с течением времени не утрачивало своей значимости. В петровское время его мощи стали главной святыней новорожденного Санкт-Петербурга, а во время Великой Отечественной орден Александра Невского был специально учрежден, чтобы награждать военачальников за полководческий талант. Сегодня же имя Александра Невского претендует на то, чтобы стать в итоге «Именем России». Мы попытались осмыслить: кем же для нас является Александр Невский?

Анна ДУБОНОСОВА, директор Государственного областного учреждения «Государственный архив Новгородской области»:
— То, что лидером конкурса «Имя России» стал новгородский князь Александр Невский, говорит об актуальности темы патриотизма. Личность знаковая и значимая. То, что за имя Александра Невского проголосовало так много людей, говорит и о значимости Великого Новгорода в истории страны и народа. Великий Новгород сохранял культуру Руси многие века и имеет большую заслугу в том, что историческое самосознание нашей нации живо. Кстати, и сам Александр Невский любим нами за то, что он являлся хранителем этой целостности культуры даже в мрачное время монголо-татарского нашествия.
Обращение новгородцев и  россиян в целом к историческому прошлому страны и Великого Новгорода, понятно и зримо. Главными качествами Александра Невского я назвала бы отвагу и толерантность, уступчивость. Поясню: все знают, каким он был великим полководцем, но часто забывают о том, что войско на врага он повел после просьб вернуться в город на Волхове, где ранее у князя был конфликт с новгородцами.
Борис КОВАЛЁВ, профессор кафедры теории и истории государства и права, доктор исторических наук:
— Это хорошая кандидатура для «Имени России». Потому, что в образ его было многое привнесено в различные эпохи. Александр Невский был популярен и в средние века, и в предреволюционное время, и в сороковых годах прошлого века. Давайте хотя бы вспомним великолепнейший фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
В свое время я знакомился со шведскими источниками, относящимися к XIII веку, и в них мне не удалось найти упоминания о Невской битве 1240 года. Невольно на ум приходит мысль о том, что мелкие поражения всегда можно замолчать. Но как бы то ни было, та битва была для новгородцев знаковым событием. И сам Александр Невский, если говорить об «Имени России», — тот самый уникальный случай, когда он устраивает почти всех. На уровне массового сознания это выражается так: «Живший очень давно князь совершил что-то хорошее для России против внешнего врага». И действительно, на протяжении ряда веков для нашей страны был главным противником Запад, а не Восток: католическая средневековая Европа проводила очень опасную экспансию, в том числе на идеологическом направлении.
Мне же лично в характере Александра Невского больше всего импонируют его слова «Не в силе Бог, а в правде». Истина должна всегда побеждать. Это говорит талантливый полководец, понимавший, что правда побеждает все — и дипломатические увертки, и силу оружия.


Василий АНДРЕЕВ, кандидат исторических наук:

 — Александр Невский — святой, и этим все сказано. Больше всего для прославления его имени сделала православная Церковь. Интересно, что и в позднее время самым популярным источником, которым пользовались сценаристы фильмов, популяризаторы, являлось житие Александра Невского.
Меж тем житие от биографии отличается, по выражению великого русского историка Василия Ключевского, так же, как икона от портрета. Жития как великого князя, так и других святых создавались не ради поколений будущих историков, а как пример для подражания. В случае Александра Невского оно имело 58 редакций, что надо, конечно же, учитывать. Жанр агиографии, описания жизни святых, имеет свою цель — научить праведно жить.
Кирилл САМОЙЛОВ, заведующий секцией лаборатории Старорусской археологической экспедиции:
— Образ Александра Невского — в первую очередь это образ защитника Отечества. Впрочем, образ этот очень недавний — ему чуть больше полувека. Я говорю о фильме Эйзенштейна. В русской культуре до того времени говорилось об Александре Невском как о защитнике православия, а не как о герое-государственнике. Его современники, пережившие монгольское нашествие, воспринимали свою эпоху как конец света, как время без будущего. И никакой заботы о будущем государства в то время не могло быть, потому что этого самого будущего они вообще себе не представляли в исторической перспективе. А вот защитником православия, основы духовной жизни в средние века, люди, жившие в одно время с Александром Невским, могли его назвать.
Кстати, при всей напряженной борьбе с Западом Александр Невский, что также можно поставить ему в заслугу, не отгородился от него «железным занавесом». Князь ведет переписку с Папой Римским, посылает сватов в Норвегию с целью выдать за своего сына принцессу из этой страны… Он был сложным человеком с многогранным характером.


Священник Сергий МЕЛЬНИКОВ, настоятель церкви святого благоверного великого князя Александра Невского в Великом Новгороде:
— Святой благоверный князь Александр Невский служил Богу и Отечеству прежде всего как верующий человек. Это мировоззрение и помогало ему понять, что было необходимо делать в то время. Люди плакали, когда он ушел из жизни, и неслучайно митрополит Кирилл сказал тогда: «Закатилось солнце земли русской». Александр Невский жертвенно беспокоился о своем Отечестве.
Почему святой благоверный князь побеждал врагов малой дружиной? Для церковного человека это понятно: Александр Невский обращался к Богу и Бог давал ему силу и победу. А ведь в то время речь шла не просто о русских землях, которые хотели занять латиняне — немцы, шведы, литовцы, но о том, что Запад хотел изменить на Руси веру. Мудрость князя заключается в том, что он отстаивал православие с мечом в руках. На мой взгляд, высший смысл патриотического служения заключается не только в любви к своей Родине, к тому месту, где родился, но и к культуре, и к вере, которую осознаешь в себе.
Еще один известный всем исторический факт — поездки Александра Невского в Золотую Орду, в то время когда Русь была под игом монголов. Орда была, конечно, сильнее, но она не претендовала, в отличие от немцев, на изменение веры. Александр Невский в этой ситуации был заложником, выполняя заповедь Божию, «полагая душу за други своя» и народ. Каждый раз перед поездкой князь брал благословение, осознавая, что там, у монголов, он может погибнуть. Свою судьбу Александр Невский принимал со смирением, неся крест служения Богу и Отечеству. Князь не разделял эти понятия, и даже его смерть говорит о том, что на первом месте для Александра Невского был Бог: у гроба князь принимает схиму под именем Алексея.
Для нас по прошествии веков дошли, конечно же, только идеальные черты великого князя, но в этом ничего предосудительного нет. История говорит о том, что в сухом остатке, в итоге мы всегда имеем то, что наиболее важно. Несмотря на это, личность Александра Невского необычайно цельная. На мой взгляд, он смог воплотить на своем жизненном пути — чуть более сорока лет — все те дарования, которые ему были даны Богом.

Томас ТОММИНГАС