Среда, 17 июля 2024

Пресса уходит в web`o?

К 2015 году останутся только цифровое телевидение, мобильные зрители и умные журналисты
Такие выводы сделали участники «круглого стола», организованного кафедрой журналистики НовГУ и отделением Союза журналистов России.
Разговоров о грядущем повсеместном распространении цифрового телевидения сейчас очень много. С экранов телевизоров нам обещают два десятка бесплатных телеканалов, включая популярные ОРТ, «Россию», «Культуру» и другие, которые можно будет принимать с безупречным качеством в любом уголке страны даже на мобильный телефон.
И всё же: что такое цифровое телевидение, каковы его возможности? «Пока рядовой зритель представляет себе это не очень чётко», — констатировала модератор встречи доцент кафедры журналистики НовГУ Елена МИХАЙЛОВА. Такое мнение было подкреплено показом фильма, в котором новгородцы перед телекамерами не могли даже сформулировать, что это такое — цифровое телевидение — и чем оно отличается от того, что мы уже смотрим.
Пока специалисты, а за «круглый стол» сели представители ведущих операторов связи, провайдеры Интернета, инженеры в области телекоммуникаций и журналисты, едины в одном утверждении: к 2015 году эфирного телевидения вообще не должно остаться. Уже сегодня часть продаваемых телевизоров, как правило, способна работать в цифровом формате.
Комнатные, уличные антенны с усилителями и без оных можно будет сдавать в музей связи или в пункт приёма металлолома. Шансы выжить у обычных телеприёмников всё же останутся. Либо населению бесплатно выдадут приставки для приёма цифрового телесигнала, либо в подъездах домов и в населённых пунктах установят специальные ретрансляторы сигнала для того, чтобы обычные телевизоры также смогли принимать телеканалы в новом режиме.
Несмотря на такие сопутствующие траты, государству это будет всё равно выгодно, ведь обычное эфирное телевидение несоизмеримо более затратно по способу доставки. Вот почему Россия согласилась подписать международное обязательство перейти к 2015 году на цифровое телевидение вместе с другими европейскими странами.
Впрочем, это всё вопросы технические. Участников же «круглого стола» более даже интересовал творческий аспект открывающихся технических горизонтов. Так, тележурналисты сразу же заявили, что новые технологии предоставляют им возможность выставлять гораздо больше телесюжетов на сайт. Это значит, архивная база того же Новгородского Областного Телевидения сможет вырасти тысячекратно. Любое запечатлённое операторами событие получит шанс остаться жить на века.
Цифровое телевидение по сути — огромный файлообменник, в котором каждая телепередача, сюжет, новость, ток-шоу, документальный фильм и прочее превратятся в файл определённого видеоформата. Телепрограмма как таковая потеряет свою актуальность, потому как никто не будет спешить к экрану телевизора к заданному времени, ничего ведь интересного в любом случае не пропустишь. В этом смысле телевидение наконец обретёт преимущество газеты: смотреть его будет почти так же просто и удобно, как сейчас читать периодику. Что газета, что выпуск теленовостей — это слепок, социальный срез дня в жизни общества, концентрированное и красиво оформленное выражение общественной мысли. Тем пресса и интересна читателю или зрителю.
Часть приглашённых журналистов на заседание «круглого стола» не явились. Шутники объяснили это тем, что им некогда, они-де уже регистрируют авторское цифровое телевидение. Идея «один компьютер — один журналист» с потоком информации цифрового качества с собственными и привлечёнными видеосюжетами и комментариями кажется им привлекательной. Наконец-то не будет ни редакторов, ни выпускающих, ни определяющих — полная свобода действий!
Опытные журналисты тут, правда, осторожничают. Всё же редактор может играть и очень положительную роль — быть, примерно, как режиссёр для артиста. Кроме того, средство массовой информации чаще всего интересно зрителю или читателю в том случае, если это продукт коллективного творчества. Одна голова хорошо, две — лучше, а если их несколько десятков, то это уже социальный институт, способный не только информировать,  но и анализировать, расставлять акценты в самых сложных ситуациях на пути развития общества.
— Меня очень настораживает то, что сегодняшние журналисты слабо анализируют жизнь, — сказал при обсуждении данной темы генеральный директор компании «Растр» Валерий ЧЕЛПАНОВ. — Очень часто в эфир и на газетные полосы выходит сырой материал, непродуманный.
Надо ли быть журналисту-аналитику в будущем докой в одной теме или лучше оставаться универсалом — вопрос для дальнейших творческих дискуссий. Пока же стало ясно, что цифровое телевидение — лишь техническое облегчение труда для творческого работника, но писать прекрасные стихи, повести, статьи и готовить к выпуску в эфир репортажи было всегда сложно что гусиным пером, что клавишным топотом.
 
Юрий КРАСАВИН