Суббота, 30 ноября 2024

Микросхема обмана

В областном центре завершено расследование уголовного дела в отношении интернет-мошенников
Всё началось с пяти заявлений, переправленных в УВД Новгородской области из разных регионов страны в начале этого года. Заявители указывали, что они, клюнув на объявление в Интернете, договорились о покупке мобильных телефонов с помощью системы «Western Union». Деньги они переслали, но телефонов так и не получили.
Обращения ушли в город на Волхове — по месту совершения преступления. Здесь к расследованию привлекли сотрудников УБОПа и отдела «К» УВД области, специализирующегося на преступлениях, связанных с современными технологиями. Однако установить интернет-обманщиков оказалось непросто. Указанных в заявлениях адресов получателей денежных переводов либо вообще не существовало, либо по ним проживали совсем другие люди. Хотя всё показывало на то, что авторы заявлений попались на крючок к одним и тем же аферистам: в некоторых обращениях сходились мобильные телефоны продавцов, в некоторых их имена и имена получателей переводов.
К счастью, мошенники оказались настолько неосмотрительными, что однажды провели переговоры по домашнему телефону, по которому и удалось установить адрес одного из аферистов. В ходе обыска на его квартире был обнаружен и изъят компьютер с электронной перепиской о продаже мобильных телефонов, несколько SIM-карт: номера некоторых из них сошлись с номерами, указанными в заявлениях потерпевших. Новгородца задержали. В ходе проверки окружения задержанного удалось установить и помощника. В его доме были обнаружены мобильные телефоны, с номерами, засветившимися в обращениях заявителей. Оба стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве. Свою вину они не признают.
Используя электронную переписку, детализацию телефонных переговоров мошенников с потерпевшими, удалось установить ещё около 60 жертв интернет-аферы в разных городах страны. По словам Александра АНТОНЕНКО, начальника отдела «К», большая часть из них проживает в Санкт-Петербурге, остальные — в Москве, Мурманске, Архангельске, Новосибирске, Воронеже, Волгограде и Казани. Все они уже направили гражданские иски в суд о возмещении материального ущерба. По оценкам оперативников, он составляет порядка
1,8 млн. рублей.
Схема, которой пользовались мошенники, действовала успешно благодаря одной очень важной особенности в работе российских банков. Человек, отправляющий деньги по системе моментальных денежных переводов «Western Union», сообщает получателю уникальный контрольный номер перевода. Последний при получении перевода, помимо обязательного предъявления своего паспорта, должен назвать эти цифры. Но в отечественных банках, в отличие от зарубежных, обычно закрывают глаза на забывчивость получателей в том случае, если те не могут назвать заветный номер. Главное, чтобы в паспорте данные сошлись.
Так было и в случае с новгородскими интернет-мошенниками. Схема работала так: в Интернете вывешивалось объявление о продаже большого ассортимента мобильных телефонов по низким ценам. В беседах с покупателями продавцы представлялись руководителями компании, торгующей конфискованным имуществом и имеющей склады в разных регионах России. Мошенники сообщали своим жертвам имена людей, которым нужно было перечислить деньги за покупку, получая в свою очередь паспортные данные покупателей. Последние должны были отзвониться «бизнесменам» после отправки денег, ждать курьера с аппаратом в условленном месте и после передачи техники сообщить ему контрольный номер своего перевода. После отправки денег продавцы и курьеры переставали отвечать на звонки. Роль тех и других сообщники играли по очереди. В качестве получателей денег использовали случайных людей, предлагая им заработать таким способом 500—1000 рублей. Те понятия не имели, что являются подсадными утками.
 
Елена КУЗЬМИНА