Среда, 17 июля 2024

Три мавзолея

8 октября исполнилось 135 лет со дня рождения архитектора Алексея ЩУСЕВА, автора генплана восстановления Новгорода.

Решение ЦИК СССР о строительстве мавзолея было принято 25 января 1924 года после опроса членов Политбюро, произведенного тогда же, 25 января. Строительство поручили 50-летнему архитектору Алексею Щусеву, который тогда разрабатывал генплан реконструкции Москвы. Первый мавзолей Щусев построил за три дня. Это был деревянный короб-постамент, на котором должны были возвышаться деревянные колонны под антаблементом из двух пятиконечных звезд. Так было задумано, но буквально сразу Леонид Красин, нарком внешней торговли СССР, через «Известия» (07.02.1924) предложил «дать гробнице форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколением речи на Красной площади». Политбюро поддержало министра.
Второй мавзолей (тоже деревянный) построили к 1 мая 1924 года в виде гробницы с трибуной. Это тоже было временно, так как уже в январе 1925 года ЦИК СССР был объявлен конкурс на постоянный мавзолей. Участникам обещали 10 премий, но победителя не выбрали. Дело заглохло до 1929 года, когда по поручению Сталина глава правительственной комиссии по разработке проекта мавзолея Ворошилов без всяких конкурсов поручил разработку проекта Щусеву с пожеланием «сохранить в каменном мавзолее облик деревянного мавзолея». Что тот и сделал всего за год — к осени 1930 года…
С Новгородом Алексея Щусева связывает, конечно, знаменитый генплан реконструкции и восстановления. Дело в том, что со времени учебы в Российской академии художеств (1891—1897) Щусев увлекался древнерусским зодчеством и позднее основал школу так называемого неорусского стиля. Фактически, когда 1 сентября 1944 года было принято постановление правительства «О мероприятиях по восстановлению города Новгорода», разработку генерального плана невозможно было поручить кому-то, кроме Щусева, который возглавлял проектную мастерскую Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР.
Иногда приходится читать, что Щусев занимался восстановлением Новгорода якобы еще во время войны. Возможно, были какие-то теоретические разработки, ибо архитектор прекрасно знал, что город разрушен до основания. Чрезвычайная Государственная комиссия, работавшая в Новгороде зимой 1944 года, определила, что город разрушен на 98%. Но документально известно, что проект генплана был утвержден Совмином РСФСР только 22 декабря 1945 года.
Основная его идея формулировалась так: «сделать Новгород не только административно-культурным и промышленным центом области, но и сохранить его как крупнейший памятник древнерусского зодчества». Историческая композиционная ось города запад-восток, от церкви Спаса Преображения через Торг и кремль, должна была завершаться новой вокзальной площадью. Согласно генплану Новгород должен был превратиться в город-музей, где строительство крупных промышленных объектов не предполагалось. Вообще город планировали выстроить в неорусском стиле. Но построили таковым только железнодорожный вокзал. В конце 40-х годов по правительственному решению в Новгороде спешно стали возводить предприятия радиотехнической и машиностроительной отраслей.
Щусевский план пришлось корректировать и упрощать. А с 1966 года Новгород застраивали уже по указке специалистов Гипрогора (институт градостроительства и инвестиционного развития). Что из этого получилось, всем видно…

Геннадий РЯВКИН