Среда, 17 июля 2024

Такса для такси

{mosimage}В Крестцах идёт суд над предпринимателями, обвиняемыми в незаконных поборах

В конце августа прошлого года на приём к прокурору Крестецкого района Евгению ИСАЕВУ пришли двое местных таксистов и рассказали, что  на протяжении многих месяцев подвергаются незаконным поборам со стороны крестецких предпринимателей Сергея Павлова и Василия Михайлова. Расследование уголовного дела по их заявлению продолжалось почти год...

Жизнь с волками

Оба названных крестецких бизнесмена уже очень давно и хорошо известны и оперативникам, и сотрудникам прокуратуры и следствия. В частности, немало компромата накопилось в милиции на Михайлова, бывшего сотрудника охранного агентства «ФФФ». Какого именно характера этот компромат, нам, по понятным причинам, не рассказывают: секретные сведения. Да и бессмысленно рассуждать об этом за неимением уголовных дел:  за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности или отсутствием доказательств оперативная информация реализована не была. Однако это не помешало и даже в какой-то мере способствовало тому, что  в районе у Михайлова и Павлова сложилась стойкая репутация крутых парней. Несмотря на то, что у обоих легальный бизнес: у Михайлова — аптека, а у Павлова в собственности фура.

Павлов, правда, привлекался к уголовной ответственности, но дело было прекращено за примирением сторон. Что касается Михайлова, он получил условный срок за поджог деревянного сруба и за хищение ещё одного.

В общем, сообщение таксистов о том, что они стали жертвами бандитских поборов, в прокуратуре восприняли без удивления. Евгения Исаева
изумило другое.

— Я сделал для себя открытие, — рассказывает прокурор. — Как выяснилось, в Крестцах большинство частных лиц, работавших таксистами — их около десятка, — занимались перевозками, не имея официальной регистрации в качестве предпринимателей.

Более того, Павлов и Михайлов активно сопротивлялись легализации таксистского сообщества. Как следовало из рассказа визитёров, в поселке с незапамятных времён действовал особый порядок. Если в полку таксистов прибывало, каждый новичок обязан был получать «разрешение», или назовём это одобрением, на работу не в регистрирующих органах, а у упомянутой пары. Согласно условиям сборщиков «подати», пошедший на «сотрудничество» таксист каждый день должен был выплачивать «руководству» по 300 рублей. Так повелось. И никто особенно этому не сопротивлялся. Ни в прокуратуру, ни в милицию заявлений не писал. К этому привыкли. Это стало нормой, обыденностью. Никто даже не пытался усомниться в авторитете и праве Михайлова с Павловым рулить этим бизнесом. На психику, конечно, давил и криминальный имидж бизнесменов. Необходимость сбора денег фигуранты, кстати, аргументировали ещё и тем, что им надо делиться с новгородским криминалом.

— Но в материалах дела эти сведения отсутствуют, — рассказывает Евгений Исаев, — и в части поборов с таксистов новгородский след не был обнаружен. Данных о том, что какая-то часть платежей аккумулировалась вне Крестец, следствием не получено. Думаю, что обвиняемые, ссылаясь на неких новгородских бандитов, просто пытались придать своим словам больший вес.

Бунт одного таксиста

Сразу после прихода таксистов в прокуратуру уголовное дело в отношении Павлова и Михайлова возбуждено не было. Евгений Исаев принял решение заняться негласным сбором информации. Для большей конспирации даже были привлечены сотрудники Валдайского межрайонного отдела УБОП УВД области. Однако работали они не одни. К сбору оперативной информации присоединился отдел по борьбе с бандитизмом Главного управления МВД по Северо-Западу.

Оперативники приступили к опросам, но планы следствия были нарушены. Дело в том, что параллельно с походом к прокурору один из таксистов, Сергей Ермолаев, решил нанести визит Павлову и объявить о своём уходе из-под его опеки и о начале процедуры оформления официальных документов на извоз. Остановить его в прокуратуре не имели права. В том числе и морального. Человек, скорее всего, просто устал жить и работать по-старому. Однако после его отказа незамедлительно последовала реакция сборщиков дани: автовладельцу прокололи колёса на машине. Это было впоследствии установлено следствием. Но тогда стражи порядка сделали вид, что ничего не заметили, дабы не спугнуть взятых в разработку «товарищей»: продолжали опрашивать жителей, общаться с представителями местного таксистского сообщества…

Достоверно неизвестно, догадывались ли подозреваемые о том, что кольцо вокруг них сжимается. Ведь, общаясь с таксистами, оперативники представлялись сотрудниками милиции. И не исключено, что кто-то из автомобилистов всё-таки проговорился и рассказал «крышевателям» о встречах с оперативниками.

— Возможно, до них и доходили слухи, — делает предположение Исаев, — но безнаказанность, к которой они привыкли за долгое время, притупила в них чувство ответственности, опасности… И вообще, они оказались более дерзкими, чем мы предполагали.

Ермолаев, решив быть верным своему слову, и не думал возвращаться к Павлову. И это вызвало гораздо более жёсткую реакцию его бывших хозяев. В один из дней октября 2006 года, когда, притормозив на одной из центральных улиц райцентра, таксист зашёл на несколько минут в кафе, к его машине подъехали лично Павлов и Михайлов и теперь уже не только прокололи колёса, но и разбили битами весь корпус автомобиля. Тому была масса свидетелей. Более того, когда Ермолаев выбежал на шум и вызвал милицию, «братки» продолжали оставаться рядом и, как сказал прокурор, «издевались над ним». Уехали они перед самым приездом милицейской машины.

Этот эпизод, во-первых, говорит о том, что крестецкой милиции фигуранты явно не боялись. А во-вторых, доказывает, что нападавшие хоть и были преступниками, но мелкой руки. Претендуй они на более высокий статус, не поехали бы бить машину какого-то нахального таксиста сами. Тем не менее следствию раскачиваться было уже некогда: в Крестецком РОВД возбудили уголовное дело по ст. 163 УК РФ «Вымогательство». Прокурор дал поручение сразу квалифицировать преступление с учётом имеющейся информации о случаях поборов.

Криминальный букет

За несколько месяцев следствия в отношении предпринимателей, с которыми, как оказалось, был заодно и брат Сергея Павлова — Александр, удалось собрать немало обличающей информации. Этому посодействовали и ещё трое таксистов, решившиеся последовать примеру коллег и написать заявления в милицию. В их показаниях подробно разъяснено, что с октября 2006 года по октябрь 2007-го они еженедельно уплачивали деньги за возможность заниматься извозом. Двое водителей передавали деньги лично в руки Павлову и Михайлову, остальные носили часть своего заработка бухгалтеру, работавшей на предпринимателей. Та, как установило следствие, понятия не имела, что это за деньги. Знала только, что их нужно принять и передать хозяевам.

Попутно оперативники смогли выявить ещё одно преступление, совершённое Михайловым в одиночку. По слухам, дошедшим до сотрудников УБОП, летом 2006 года он вымогал деньги у предпринимателей-авторемонтников — отца и сына. Их разыскали, и слухи оказались правдой. В своё время авторемонтники заключили договор на охрану с ЧОП «ФФФ», который потом по инициативе агентства был расторгнут. В 2006 году, спустя несколько месяцев после аннулирования документа, в гости к бизнесменам неожиданно нагрянул Михайлов. И потребовал денег за охрану. Предприниматели законно удивились, но спорить с Михайловым не стали, помня о его репутации. Даже в милицию обратиться с официальным заявлением не рискнули, и в общей сложности выплатили около 6 000 рублей. К слову, на тот момент Михайлов охранником уже не работал.

Кроме того, сборщикам «подати» с таксистов вменено и хранение оружия. Во время обысков на квартире Павлова был найден пистолет «ТТ».

Интересно, что в материалах дела содержатся сведения, согласно которым таксисты якобы являлись наёмными работниками бизнесменов. Как сказал Евгений Исаев, зимой 2007 года Михайлов с Павловым предприняли попытку замаскировать поборы. Правда, маскировались напарники весьма топорно.

— Они предложили таксистам написать трудовые договоры, согласно которым их жертвы признавались водителями, работающими на бизнесменов, — рассказывает Евгений Исаев. — И что якобы они даже платят таксистам зарплату, а те сдают деньги за возможность пользоваться машинами. Но на самом деле правоотношений «работодатель — работник» не существовало. Водитель должен осуществлять перевозки на транспортном средстве работодателя и в пользу работодателя. В нашем же случае таксисты работали на своих машинах и за свои средства их заправляли...

Не говоря уже о том, что никаких налогов со «своих работников» их притеснители не платили. Ни квитков на зарплату, ни ведомостей, ни путевых листов в их распоряжении не было. Эта линия защиты, на первый взгляд, может показаться ненадёжной, но в таких обстоятельствах она даёт шанс изменить квалификацию обвинения на более мягкую.

Вместо эпилога

В итоге всем троим фигурантам уголовного дела было предъявлено обвинение по пп. «а,б» ч. 3 ст. 163 УК РФ «Вымогательство, совершённое организованной группой в целях получения имущества в крупном размере». Помимо этого Василию Михайлову и Сергею Павлову инкриминируется совершение преступлений по статьям «Умышленное повреждение имущества» и «Незаконные приобретение и хранение оружия, совершённые организованной группой». Судебное разбирательство в отношении предпринимателей, начавшееся в июле этого года, вступило в стадию допроса свидетелей по делу.


Елена КУЗЬМИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)