Среда, 17 июля 2024

Плаха революции

5 сентября 1918 года был издан декрет Совета народных комиссаров «О красном терроре»
«Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятельности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспечение тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить туда возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовывать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры».

Как известно, 30 августа 1918 года в Петрограде эсером Канегиссером был убит председатель петроградской ЧК Урицкий, а в Москве Каплан стреляла в Ленина. 1 сентября «Красная газета» известила: «За кровь Ленина и Урицкого пусть прольются потоки крови — больше крови, столько, сколько возможно». 5 сентября правило «кровь за кровь» стало законом.

Член коллегии ВЧК Лацис (Судрабс) вскоре писал в специальном чекистском еженедельнике «Красный террор»: «Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова профессия. Эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого. В этом — смысл и суть красного террора».

Однако глубоко ошибаются те, кто считает, что этот день положил начало массовым убийствам в России. Декрет был лишь аккордом в смертельной симфонии, которая звучала с 24 ноября 1917 г., когда Совнарком издал декрет «О суде», учредив «рабочие и крестьянские Революционные Трибуналы для борьбы против контрреволюционных сил в виде принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц».

6 декабря было принято решение о создании ВЧК с Дзержинским во главе. А через несколько дней Троцкий заявил (в обращении к кадетам): «Вам следует знать, что не позднее чем через месяц террор примет очень сильные формы по примеру великих французских революционеров. Врагов наших будет ждать гильотина, а не только тюрьма». 13 июня 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни, отмененной 26 октября 1917 г. Потом уже было 5 сентября…

Первой акцией красного террора был расстрел в Петрограде 512 заложников (бывших сановников, министров, профессоров), схваченных после убийства Урицкого (об этом сообщили «Известия» от 3 сентября 1918 г.). Пусть не смущает, что это случилось до издания декрета. Фактически террор был объявлен 2 сентября председателем ВЦИК Свердловым.

А формально красный террор (точнее — декрет) отменили 6 ноября 1918 г., но на деле маховик репрессий уже невозможно было остановить. Например, 12 апреля 1919 г. ВЦИК своим декретом утвердил «Положение о революционных трибуналах», которое установило порядок вынесения приговоров: «руководствуясь исключительно обстоятельствами дела и велениями революционной совести» и предоставило трибуналам «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии...».

Геннадий РЯВКИН