Среда, 17 июля 2024

Средь шумного бала

1 сентября 1698 года Пётр I ввёл запрет на ношение бороды
Петр I был великим реформатором и экстравагантным, по сегодняшним меркам, человеком. 25 августа 1698 года 26-летний царь вернулся из путешествия в Европу и, как видно, находясь под ярким впечатлением от увиденного там, решил немедленно пересадить лучшее на российскую почву.

ЧП случилось на балу в Преображенском дворце, когда Петр, чем-то рассерженный, вдруг стал резать бороды вельможам. Под горячую руку попались первый генералиссимус Шеин, кесарь Ромодановский и др. На следующем балу ножницами орудовал уже шут царя…

Возможно, кто-то принял все это за царское самодурство. Однако уже 29 августа был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября (тогда новый год начинался в России в этот день) ношение бород. При этом царь так объяснил свою решимость приобщить бородачей к цивилизации: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов» (Русский архив, 1884. Т. 3, стр. 358).

Пётр даровал привилегию беспошлинного ношения бороды только московскому губернатору Тихону Стрешневу в силу хорошего к нему отношения, боярину Черкасскому из уважения к его преклонным годам и патриарху Адриану в силу сана.

Итак, запрет был введен, что вызвало не только недовольство российских мужчин, но были зафиксированы случаи самоубийств по этому поводу. Однако пользы от запрета державе почти не было, поскольку штрафы за бороды должны были брать, но де-юре это не отрегулировали.

Регулятор Петр I включил 16 января 1705 года, издав очередной указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». За ношение бороды и усов стали брать налог по пяти разрядам: «с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с Гостей и с гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов московских жителей по 30 рублей с человека на год… С крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды, по вся дни, как ни пойдут в город и за город; а без пошлин крестьян в воротах, в город и за город отнюдь не пропускать».

Заплатившим налог выдавали медный жетон с изображением усов и бороды и надписью: «Деньги взяты». Кстати, с 1715 года начали чеканить новые «бородные знаки» из пластинчатой меди и даже из серебра с надписью: «С бороды пошлина взята». По ребру было написано издевательское: «Борода лишняя тягота». Тогда же для всех был установлен единый налог на бороду — 50 рублей в год.

Налог на ношение бороды был отменен 6 апреля 1722 года.

Но, между прочим, налог на бороды существовал и в Англии ХVI века, примерно три-пять шиллингов в год. А во Франции бородачей в тот же период не пускали в залы заседаний судов, к обвиняемому, пока не сбреет бороду, не допускали адвоката.

Сергей ВЕТКИН