Среда, 17 июля 2024

Машина времени

Машина времени

В Великом Новгороде на Троицком раскопе работает «Театр времени», создатели которого обещают путешествие в эпоху раннего средневековья. Возможно ли это, пытались понять корреспонденты «НВ».

Бурьяном поросло

— А ещё месяц назад здесь рос вот такой же бурьян, как и там, — сказала экскурсовод Татьяна МАРКОВА, указав на заросли травы в человеческий рост неподалёку от вполне приличного коттеджа. Рядом с корреспондентом «НВ», заинтересовавшимся прошлым Великого Новгорода, стояли ещё три девушки — участницы экскурсии. Судя по виду, либо студентки, либо старшеклассницы.

Расписанный граффитистами заборчик окружал громадную прямоугольную яму, копошащихся в ней людей, деревянную галерею, ларёк, палатку со скамейками, пару ярко-голубых биотуалетов, различные постройки и горы чёрной земли. Это собственно и был он — Троицкий археологический раскоп, обязанный названием расположенной неподалёку церкви. Чуть более месяца назад по инициативе руководства Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Центра по организации и обеспечению археологических исследований и ООО «Гостиный двор» он стал объектом экскурсионного показа. Теперь здесь осуществляется оригинальный проект под названием «Театр времени».

В его рекламном буклете много интригующего. Говорится, например, что «только здесь жители и гости нашего древнего города смогут увидеть застывшее в культурном слое прошлое города». Или: «Декорациями служат «вырастающие» из земли древние срубы и частоколы, а главными героями действа становятся археологи, возвращающие на наших глазах из забвения свидетельства жизни ушедших предков». Нам предстояло «буквально «погрузиться» в раннее средневековье», вернуться вспять к самому началу Великого Новгорода, почувствовать себя гражданами большой страны с великими традициями.

Знаменит раскоп прежде всего тем, что начиная с 1973 года на его территории в более чем 6 тыс. квадратных метров обнаружено более 20 городских усадеб X—XV веков, включая знаменитую мастерскую художника XII века Олисея Гречина — предположительно автора знаменитых фресок церкви Спаса на Нередице. Здесь же была найдена Новгородская Псалтирь начала XI века — древнейшая славянская книга, написанная на воске. Стоит пояснить, что археологи не раскапывали, конечно, сразу весь большой участок, а поочередно начинали работать на небольших участках, которым присваивали названия: «Троицкий-1», «Троицкий-2» и так далее.

По мостовым ХII века

— Давайте подойдём ближе к раскопу, — подвела нас экскурсовод к обрывистому краю ямы. — Когда-то на этом месте предполагалось строительство Дворца пионеров, но по местному закону начинать стройку нельзя, не проведя предварительно раскопки. И вот раскопки начались, и началось: обнаружили огромную Черницыну улицу, более 400 берестяных грамот здесь нашли.

Левая половина ямы с несколькими лежавшими на дне потемневшими брёвнами называется «Троицкий-14». В этом году археологи не работали в левой части, полностью сосредоточившись на правой — «Троицком-13», желая «добить» участок до конца сезона.

— Перед вами брёвна XII века, — объявила женщина, после чего все начали очень внимательно их разглядывать, хотя с виду они ничем не отличались от брёвен XXI века. — Так как в Новгороде было очень влажно, на улицах настилали мостовые. И то, что мы видим, это продольные плахи, по которым шли поперечные балки. Во-он! Видите? Три выемочки и вмятины от нижнего яруса. Смотрите, как хорошо виды позеленевшие частоколины.

— Угу, — откликнулись девушки.

— Между этими балками очень часто археологи и находят потерянные когда-то деньги, украшения, кошельки, обрывки берестяных грамот, — продолжала экскурсовод.

Казалось, ей здесь было находиться куда интереснее, чем участникам экскурсии, молчаливо разглядывавшим довольно пустынный и сумрачный участок земли. Ни срубов, ни частоколов, обещанных в буклете. Точнее, они есть, но увидеть можно только фрагменты. Скажем, верх скрытого в земле частокола. Какой высоты он был в XII веке? Или усадьбы: как они всё-таки выглядели, при условии, что на дне раскопа мы обнаружили только несколько брёвен?

Авторы проекта предусмотрели возможность таких вопросов, и на этот случай построили смотровой павильон, в котором пока расположена только часть информационных стендов. Поэтому в дополнение Татьяна Маркова показала папку с файлами и продемонстрировала один из хранившихся там рисунков. На нём был предположительный вид фрагмента улицы древнего Новгорода, восстановленный по результатам археологических раскопок: и частокол в полную величину, и домики, и мостовые.

— Обратите внимание: вон там большое бревно, — снова смотрим в яму, следя за рассказом Татьяны Марковой. — Это от огромного дома — хором. Посмотрите, квадратная прихожая. А вон там виден дом-пятистенок и печка с серой золой. Здесь ещё две недели назад лежал огромный мощный слой золы оранжево-пепельного цвета XII века. Мне приходится говорить: вот было вчера, неделю назад, потому что это действительно театр с декорациями. Каждый день здесь всё меняется. Посмотрите, насколько глубоко ушли в землю работающие здесь студенты!

Под звуки бензопилы

Студенты, в основном девушки, в своих джинсах и футболках плохо стыковавшиеся с идеей погружения во времена средневековья, сосредоточенно перебирали в руках землю. Перед нами то и дело проходили юноши: сначала с полными перебранной почвы носилками в одну сторону — к отвалу, затем — с пустыми обратно. Производственный эффект на раскопе дополняли звуки работающей бензопилы, которая периодически взвывала где-то за забором: неподалёку шло современное строительство. Чуть позже из колонок подъехавшего авто грянула на всю мощь ритмичная мелодия в духе «Русского радио». В общем, XXI век регулярно и бесцеремонно вторгался в наше временное путешествие.

— Вот это уже XI век, — азартно продолжила экскурсовод. — Мы как раз спустились по деревянному трапу к правой части раскопа.

Откровенно говоря, большой разницы между XI и XII веком, в который мы только что «погрузились», заметно не было. Та же земля, те же потемневшие брёвна и… воткнутые в землю горлышками бутылки из-под минералки. Как потом выяснилось, ими археологи размечают границы квадратов. Только уровень культурного слоя XI века по понятным причинам располагался приблизительно сантиметров на 10—15 ниже, чем слой XII века. Впрочем, здесь располагались находки нынешнего сезона, которые экскурсоводы любят показывать туристам: средневековый новгородский туалет и выгребная яма. В доказательство того, что археологи нашли действительно туалет, нам продемонстрировали доску с вырубленными в ней округлыми отверстиями.

— Вот смотрите, какого сочного желтого цвета брёвна, — указала на недавно открытые археологами брёвна Татьяна Маркова, — этому дереву тысяча лет! Но проходит десять дней, и оно на глазах превращается в хлам. Некоторые туристы прорывались на раскоп, трогали брёвна и не могли поверить, что им несколько веков.

К парапету смотровой площадки, на которой мы стояли, подошёл единственный взрослый на раскопе, московский археолог Александр Сорокин, вертя в руках маленький бумажный свёрток.

— Ой, коняшка! — воскликнула Татьяна Маркова, когда учёный развернул бумагу и положил на парапет миниатюрную фигурку, напоминавшую коня.

— Когда нашли?

— Сегодня.

— Фантастика какая-то! Просто потрясающе! — искренне восхищалась экскурсовод. Но заразить энтузиазмом экскурсанток не получалось: девушки отнеслись к находке довольно индифферентно. Неужели им было неинтересно в роли зрителей «театра времени»?

Где мои зубы?

Только на завершающем этапе экскурсии, оказавшись у отвалов, гости театра взбодрились. В отвалах собираются не пригодившиеся археологам находки, состоящие в основном из обрывков бересты, костей животных, битых черепков, спилов древних бревён: короче, особого исторического и культурного значения не имеющие. Очень нечасто здесь можно обнаружить пропущенные работниками раскопа артефакты: писалы, бусины… Однако несмотря на это отвалы, больше похожие на кучи мусора, произвели на экскурсанток почти магнетическое действие. Они азартно рылись в отвалах: с нескрываемой брезгливостью разглядывали черепки, челюсти древних животных, свиные копыта, которые новгородцы использовали для игры в бабки, вертели в руках рваную бересту, надеясь найти на ней старославянские буквы, рассматривали часто попадавшуюся скорлупу от орехов.

— Обалдеть! — шептали экскурсантки.

— Оля, куда ты дела мои зубы?

— Не трогала я твои зубы.

— Ну, не мои. Я коровьи отложила — хочу взять.

— Да, это самое бойкое место, — Татьяна Маркова была довольна. — Шёл какой-нибудь мальчишка в XI веке, съел орех, скорлупу выплюнул, а мы сегодня её нашли. В этих отвалах — море забавного. Недавно одна девушка нашла два роскошных зуба от какого-то животного. Ещё один дедушка утащил отсюда очень красивый череп коровы — безгранично довольный был. Человеческие кости найти здесь невозможно, потому что скончавшихся во время мора людей хоронили отдельно.

Погружение в себя

Меня меж тем заинтересовал один очень принципиальный вопрос: почему так важно, уставившись c глубокомысленным видом на кусок скорлупы, которую выплюнул мальчишка в XI веке, несколько минут вертеть его в руках? Или, допустим, притащить коровьи зубы домой. Что с ними делать? Они ведь ничем от современных не отличаются. Как и скорлупа. Почему человека так манит тайна прошлого? На несколько минут сознание отключилось, вылетели из головы биотуалеты, звук бензопилы, куда-то отодвинулись стоявшие вокруг раскопа новостройки.

— Без прошлого нет будущего, — предложила готовую формулу одна из экскурсанток.

— Верю в то, что вижу, — сказала другая. — В то, что рассказывают на уроках в школе, как-то не особо верится.

— Связь поколений, — подумав, сказала Татьяна Маркова. — Видимо, человек себя чувствует очень одиноким в современном мире. Он хочет понять свои корни, понять, как жили твои предки: это завораживает и трогает. Сюда не приходят случайные люди. Те, кого заинтересовал «Театр времени», хотят вникнуть в прошлое. Мне уже рассказывали, что, побывав на раскопе, люди потом сидят дома, держат в руках черепок и никак не могут осознать, что ему почти тысяча лет. Время, знаете ли, сильно действует. А мне важно, чтобы экскурсант потом прочитал книгу по истории. Или в музей сходил и увидел те находки, которые были обнаружены на раскопе.

Автор этих строк предложила свою версию. Скорлупа (как вариант: береста, горшок, кость, деревяшка) поражает наше воображение, потому что является истинной вещью своего времени. Это вам не рисунок в учебнике. Мы становимся свидетелями истины. Правда, истина эта очень нерадостная. Скорлупа прошлого ничем не отличается от скорлупы настоящего. Это шокирует. Хотелось понять тайну прошлого, а, выходит, её не существует — этой тайны. И надежда на то, что люди прошлого жили хоть чуточку не так, как мы сегодня, сильно слабеет и уступает место тоскливой обречённости.

— Всё было так же, — согласилась Татьяна Маркова, — так же обижались, любили, обманывали, учились, один от денег страдал, другой без денег страдал. Только бытовая обстановка была другая. Об этом и берестяные грамоты свидетельствуют. Мурашки от таких мыслей по коже бегут, да?

На несколько секунд все задумались, попав под обаяние куч древнего мусора, по иронии судьбы оказавшихся гораздо более впечатляющим свидетельством жизни предков, чем виденные до того остатки их жилищ.

Было ли это то самое погружение в эпоху средневековья? Не знаю. Погружение в себя состоялось. Это точно. И важно.

Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)