Среда, 17 июля 2024

Рецидив неусидчивости

В Валдае подследственные устроили бунт, потому что их не устраивает сервис в изоляторе
Чефир — не кефир, а граждане вымогатели и воры — не ботаники. И все же происшедшее на валдайской предварительной «зоне» выходит из ряда вон.  
Мало того, что крушили «гостиничный» инвентарь, били окна, устроили маленький пожар, так кто-то еще и пырнул заточкой заместителя начальника районного отдела полиции, пришедшего утихомирить контингент.  
Безопасный, как бритва
Дело было в апреле. Недавно обвинительное заключение поступило в суд. Фигурант там один, прочие участники «акции протеста» отделались дисциплинарными наказаниями: не выходя из СИЗО, пересели на времечко в ШИЗО (штрафной изолятор), где восстановили пошатнувшуюся нервную систему. А вот некто Андрей Калуцкий наверняка заработал себе дополнительный срок. Как вождь и обладатель руки, размахивавшей заточкой. К тому же ранее, в марте, он устроил на редкость безобразную сцену в зале Валдайского районного суда. Угроза в адрес обвинителя «Я тебе башку оторву!» — это, пожалуй, единственное, что мы можем процитировать из Калуцкого. Из соображений приличия. 
В общем, крут до невозможности. По оперативным данным, очень авторитетный товарищ в Крестцах. Дерзок, склонен зарабатывать деньги по формуле «было ваше — стало наше». И попался в итоге на разбое: после того как вместе с группой товарищей с территории ЗАО «Лидер» в деревне Едрово Валдайского района похитил фискар. Стоимость «Урала» с гидроманипулятором, между прочим, была оценена в миллион рублей. 
Интересно, что в миру Калуцкий, несмотря на свои чисто конкретные замашки подвизался на поприще обеспечения... безопасности. Потому как возглавлял соответствующую службу на предприятии под названием «Альтернатива». Почему господа коммерсанты поручили такой участок работы явно альтернативному Калуцкому — история умалчивает. 
Судебное решение в отношении опасного начальника службы безопасности ещё впереди. Что касается действий (и бездействий) представителей правоохранительных органов, на этот счёт выводы уже сделаны

Чай в камеру!
18 апреля по календарю — День воинской славы России, имеющий самое непосредственное отношение к Ледовому, правильно, побоищу. На эту дату и пришлась заварушка в СИЗО. Совпав, правда, что ближе к нашей теме, с днем рождения одного из сидельцев изолятора — Андрея Николаева.

О нем и его компаньоне-подельнике Станиславе Носове «НВ» уже рассказывали в материале «Два ляма за яму». Эта пара в июне была осуждена за вымогательство в особо крупном размере. Ждут теперь решения облсуда по их жалобе на приговор. 
В валдайском СИЗО «новорожденный» Николаев пребывал в одной камере с Калуцким. Они неплохо знали друг друга. И, в общем-то, считали себя уважаемыми людьми, полагая, что заслужили в этой жизни некоторые преференции. Ну, чай-то из соседней камеры им всяко должны были передать. Но человек в коридоре в услуге отказал: «Я вам не девочка, чтобы чаи носить!». «Ах так!» — в камере обиделись.   
Возможно, это горькое чувство было усилено чем-то горьким же. Потому как в начале дня, когда Николаев был препровожден в зал суда, у судьи создалось устойчивое представление, что обвиняемый навеселе. Кстати, такие  фокусы за постояльцами изолятора временного содержания замечались и раньше. От медицинского освидетельствования Николаев отказался. И от разъяснений, как спиртное попало в ИВС. А чтобы не задавали странных вопросов, веско заявил, что живет по понятиям.      
Не поняли русского языка
Облизнувшись на чай, сидельцы немедленно привели в исполнение свой план «Х». Вскоре в распоряжении постового оказалась видеокамера, сломанная Носовым, сидевшим в камере № 4. А из камеры № 5 Калуцкий через окошко для приема пищи стал делать передачи: по частям выбрасывал сломанную тумбочку. 
Подполковник Игорь Горностаев, оповещенный о беспорядках, срочно прибыл в ИВС. Вступил в переговоры с Калуцким и Николаевым, те в один голос пожаловались по поводу чая. Чтобы снять напряжение, замначальника райотдела полиции по оперативной работе разрешил передать им чай. Уступка,  однако, не уменьшила праведного гнева авторитетных молодых мужиков. Калуцкий демонстративно принялся разводить костер из оставшихся обломков тумбочки. А Николаев — орать на весь изолятор, призывая «братву» к восстанию.  Пришлось открыть дверь в камеру. И ситуация того требовала, и сил у стражей порядка вроде было уже достаточно, чтобы пресечь арестантский псих. 
Горностаев сам сбил пламя, призывая дебоширов успокоиться. И тут в руке у Калуцкого появилась заточенная стамеска. 
— Удар — это всегда неожиданность, — сказал «НВ», вспоминая о происшествии Игорь Горностаев. — Но на то мы и профессионалы, чтобы по возможности минимизировать ущерб. И, само собой, не пасовать. 
Подполковник бывал в горячих точках, где и не такие переделки случались. Имеет право так говорить. Удар ему удалось перехватить, хотя при этом был ранен в руку. Нападавшего тут же скрутили, уложив лицом на пол и надев наручники. 
Калуцкий крут до невозможности. По оперативным данным, очень авторитетный товарищ в Крестцах. Дерзок, склонен зарабатывать деньги по формуле «было ваше — стало наше». И попался в итоге на разбое: после того как вместе с группой товарищей с территории ЗАО «Лидер» в деревне Едрово Валдайского района похитил фискар
В соседней камере малость еще побузили — разбили окно. Впоследствии Носов объяснял это следствию жизненной необходимостью, мол, пожар вы залили, а нам дышать нечем. Остальной контингент, топавший, стучавший и улюлюкавший, быстро угомонился. 
Ценные свидетели
Спиртное, зажигалка, наконец, самодельное холодное оружие. Не многовато ли запрещенных предметов для одной камеры? По всей видимости, в Валдайском ИВС контроль не отличался особой тщательностью. Сознательно? По недосмотру? Неизвестно. Факт тот, что служебная проверка злоумышленных нарушений в действиях сотрудников не выявила. Допустим, спиртное могло быть передано... в суде. Ну да, в какой-нибудь бутылочке с минералкой, заботливо поднесенной. Хотя это и очень сомнительно, но все равно ведь кто-то это просмотрел. Не так уж важно — где.
Удивляет вот еще что. Инцидент с оскорблением гособвинителя произошел в перерыве судебного заседания. На глазах у конвоиров. Они потом добросовестно поведали, какие нецензурные выражения в адрес Ольги Гончаровой выкрикивал Калуцкий. Как демонстративно колошматил клетку, в которой находился. Как, продолжая угрожать Гончаровой, ударил стулом о кафедру, когда его выводили из зала. То есть из клетки, несмотря на буйство, его вывели, не надев наручников. Хотя впору было надеть смирительную рубашку.  
Отчего же так взбеленился крутой Андрей? А потому, что жена передала ему мобильник с фотографиями детей. Он его, конечно, в карман — на память, а гособвинитель (почему-то именно и только она), заметив это, настояла, чтобы телефон изъяли. Не положено. 
Судебное решение в отношении опасного начальника службы безопасности еще впереди. Что касается действий (и бездействий) представителей правоохранительных органов, на этот счет выводы уже сделаны. 
Как сообщил «НВ» заместитель прокурора Валдайского района Иван ИВАНОВ, прокуратурой по данному факту проведена проверка, установлено, что руководством районного ОМВД допущены системные нарушения законности при организации содержания спецконтингента под стражей. По указанным фактам начальнику ОМВД внесено представление об устранении нарушений с требованием о привлечении непосредственно виновных к дисциплинарной ответственности. Помимо изложенного, подготовлено соответствующее представление на имя начальника УМВД России по Новгородской области.
Рисунок с сайта Caricatura.ru