Среда, 17 июля 2024

На Индигирской реке, в Юкагирской землице

Русское Устье: 1300 км — от Якутска, 6000 км — от Новгорода

В Якутии отмечают 375-летие села Русское Устье, основанного новгородскими переселенцами

Официально возраст селу причисляется от 1638 года, когда в месте впадения Индигирки в Ледовитый океан появился отряд тобольского атамана Ивана Реброва.
Казаки построили в низовьях реки два острога, что якобы и заложило основу Русского Устья.
Но заглянем в фундаментальное исследование этнографа Владимира Зензинова «Старинные люди у Холодного океана», изданное в далеком 1914 году: По сохранившемуся от стариков преданию, предки здешних мещан были выходцами из России. Спасаясь от тягостей ратной службы, жители разных городов еще при Иване Грозном на ботах и качах вышли из России морем и двинулись на восток, и осели в устье реки Индигирки среди инородцев, назвав свой первый поселок Русским Устьем (Русское Жило).
Неясачные тункусы
Сегодня книгу Зензинова охотно и безымянно цитируют многие. Но я не стану выдавать себя за первопроходца, поскольку никогда на Индигирке не был. Читаем Зензинова вместе. Он спорит сам с собой:
Насколько мне известно, Индигирка впервые упоминается в истории в 1639 году. Собиравший на Яне ясак Постник Иванов вместе с 27 товарищами добрался в этом году до «Индигирской реки в Юкагирскую землицу», где нашел «многие неясачные тункусы — ломутки». «Юкагирская Индигирская земля» названа им «людной», но обозначены в ней только юкагиры…
Кстати, в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона про юкагиров сказано как про «остатки исчезающего, но в старое время сильного и многочисленного Омокского народа. Эти, большей частью, бродячие инородцы кочуют в пределах Верхоянского и Колымского округов Якутской области… Повальные болезни, в особенности оспа в XVIII и в первой половине XIX столетия, способствовали истреблению племени… Ю. среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое, белизной кожи резко отличаются от прочих инородцев; они вообще трудолюбивы, живут довольно опрятно; смысла христианской религии не усвоили и только наружно исполняют обряды православной церкви». Прошу обратить внимание на описание верования и быта юкагиров. Мы еще вернемся к ним чуть позже. А пока продолжим чтение книги Зензинова:
…Вот что доносил в 40-х годах XVII в. Постник Иванов об этом крае: «Будет вперед на Индигирской реке в Юкагирской землице и сто человек служивых людей, то им можно сытым быть рыбою и зверем без хлеба; в Юкагирской землице соболей много; в Индигир-реку многие реки впали, а по всем по тем рекам живут многие пешие и оленные люди, соболя и зверя всякого много по всем тем рекам и землицам; да у Юкагирских же людей серебро есть, а где они серебро берут, того я не знаю». Судя по тому, что в донесении этом упомянуты соболи, держащиеся лишь в лесистых местах, и серебро, которое могли находить лишь на каменистых возвышенностях, но о котором теперешние индигирцы решительно ничего не знают, можно предположить, что якутские казаки были лишь на среднем и верхнем течении Индигирки, не спускаясь вниз (лес на Индигирке начинается около р. Эрчи — в 260 в. от Русского Устья к югу); не этим ли объясняется молчание о живущих внизу русских, которые, кроме того, и сами рисковали при встрече с казаками попасть в ту самую ратную службу, от которой, быть может, они и бежали так далеко, и потому имели основание укрываться от пришлых земляков; с другой стороны, можно, конечно, предположить, что русскоустьинцы появились позднее.
Здесь вообще возможно широкое поле для различных догадок…
Какие же догадки имеем мы сегодня? По сохранившейся легенде, спасаясь от жестокости царя около 400 лет назад (предположительно около 1570 года), новгородцы двинулись на кочах по Северному морскому пути на восток, достигли Индигирки, поселились здесь и назвали свою деревню Русским Устьем.
А вот Вадим Бурлак в книге «Русская Америка» (2009) приводит предание, записанное в США в XIX веке, торпедирующее версию репрессий: Приказал поморам царь Иван Грозный идти кораблями из Белого моря в Ледовитый океан, а далее навстречу солнцу, пока не выйдут к другому океану. Там велел государь обследовать великую землю. Еще не знал он, что зовется та земля Америкой. Исполнили его волю поморы, но корабли их разбились, и остались навсегда на неизведанной земле...
Самый северный в мире православный храм в Русском Устье  (местечко Станчик) скоро получит нового соседаДосельные против верховских
Сами же русскоустьинцы не исключают разные версии своего происхождения и делят свои фамилии на две категории: «досельные», то есть первопоселенцы, и «верховские казаки», то есть прибывшие с верховьев Индигирки. В связи с этим, на мой взгляд, можно предположить, что к юкагирам казачий атаман Иван Постник приравнял новгородцев, которые примерно за 60—70 лет вынужденно ассимилировались с местным населением («лицо продолговатое, белизной кожи резко отличаются от прочих инородцев… наружно исполняют обряды православной церкви»). О том, что тунгусы, отказавшиеся от кочевой жизни, часто роднились с русскими, известно практически с того же XVII века. Кочевники же сохраняли настороженную независимость, «многие тунгусы никогда не выходят к русским поселениям» (Брокгауз и Ефрон).
Заметьте, Постник пишет, что живут вперед на Индигирской реке в Юкагирской землице и сто человек служивых людей. «Вперед» — надо понимать как ниже по течению, ближе к океану. А «служивые люди» — казаки. Всё логично! Казаки Реброва, пришедшие на Индигирку после новгородцев, застряли в нижнем устье, так как новгородцы не пускали их дальше, на обжитые места. Слишком суровы климат и природа, чтобы решиться на прием непрошеных гостей. Русское Устье находится в «местности тундряной», на 71-м градусе северной широты.
Песец и рыба
Несколько слов о жизненном укладе обитателей Русского Устья. Очень подробно об этом рассказал в LJ журналист Сергей Максимишин: Жили русскоустьинцы добычей песца и сбором мамонтовой кости. Чтобы объезжать ловушки, «пасти» и собирать кость, нужны собаки — иного способа передвижения по тундре не знали вплоть до появления снегоходов. Чтобы кормить собак, нужна рыба — упряжка из 10 собак съедала за зиму 3—4 тонны. Сами тоже ели рыбу, слова «еда» и рыба в русскоустьинском диалекте — синонимы. Из рыбы готовили более 50 блюд. Даже блины пекли (хлеба и муки не знали!) из толченой икры. Охотились на уток и диких оленей. Домашней скотины не знали. Читать не умели, таинства проводили без священника, счет дней велся нанесением насечек на палке. За 300 лет счет убежал вперед — о существовании високосных годов понятия не имели. Рассказывали детям былины и сказки — про Садко, про Илью Муромца, про героя Скопина-Шуйского. Лечились — как умели, в тяжелых случаях обращались к юкагирским шаманам.
Женились на юкагирках, уважая за работящесть и чистоплотность. Нравы царили относительно вольные, добрачные дети были явлением заурядным. Жили в основном на рыбацких заимках, отстоящих друг от друга на десятки километров. Собирались вместе лишь на праздники.
Дома строили из топляка, собирая его по берегам рек и проток. Голода не знали, равно как и богатства. В 30-е годы подверглись раскулачиванию. Трое русскоустьинцев были отправлены в ссылку в Хабаровский край, откуда благополучно вернулись в конце 30-х. На войну русскоустьинцев не брали, велели лишь увеличить добычу пушнины — мягкой валюты. В 42-м году поселок, стоявший на крутом берегу Индигирки, перенесли: на старом месте берег стал осыпаться. Новый поселок назвали Полярный, старое имя вернули лишь в 88-м году.
Первый удар по сложившемуся быту «якутской аркадии» нанес северный завоз. В избах русскоустьинцев появились электричество, патефоны и радио. Вторым ударом стал снегоход «Буран», но последняя собачья упряжка продержалась до конца 90-х. В конце 80-х резко упал спрос на мех вообще, а на песца, успешно разводимого в неволе, в особенности. Промысел стал нерентабельным.
Колхоз, специализировавшийся на пушнине, распался, сейчас вместо него — рыбацкая община. В общине — 36 рыбаков, за каждым закреплен свой участок. Квота выделяется на общину, исходя из квоты каждому рыбаку дается план на лето и на подледный лов. Добытая рыба сводится в общинный ледник, откуда дважды в год вывозится в Якутск.
Будьте здравы, земляки!
Как относятся к «новгородской версии» сами якутяне? Уже по Новгороду распространились разговоры, что — настороженно. Это явная дезинформация. На федеральном портале Sakha News еще 19 февраля была размещена редакционная статья «Утерянная колония Великого Новгорода», где, в частности, рассказывается:
Новгородское происхождение русско-устьинцев выдает особое почитание ими иконы Знаменской Божией Матери, произошедшее после известных событий 1170 года, когда вся Русь под предводительством Андрея Боголюбского, владимирско-суздальского князя, ополчилась на Новгород. Считается, что с помощью иконы Знамения Божией Матери 25 февраля 1170 года новгородцы разбили и обратили в бегство захватчиков. 
И церковь в селе называлась Знаменской по названию хранившейся в ней иконы, хотя официальное название церкви было Богородицкая — так значится в архивах. В.М. Зензинов свидетельствует в своем дневнике: «В селении стоит наивная часовенка со старинной тяжелой иконой Божией Матери». Эта старинная Знаменская икона была большого размера, ещё в 1866 году её пытался забрать заезжий священник Лев Шипицин, но воспротивились жители села. Икона безвозвратно пропала в 1930 году — один из активистов соорудил из неё стол. Здание Знаменской (Богородицкой) церкви в 1930 году было превращено в клуб, при переносе села его разобрали и использовали для других строений. 
Много с Новгородом культурных и языковых параллелей. Чего стоит выражение «на ушую посадить» (без выпавшего «к»), понимаемое нынешними русскоустьинцами как «поставить в трудное, неудобное, зависимое положение» и которое возникло из выражения «посадить на ушкую», т.е. на лодку и отправить должника с ушкуйниками на разбой — добывать и отрабатывать долги опасным разбойничьим промыслом.
Пролог вместо эпилога
23 июля в Якутск вылетела делегация Новгородской области во главе с вице-губернатором Александром Смирновым для участия в праздновании 375-летия села Русское Устье.
Губернатор Новгородской области Сергей Митин и митрополит Новгородский и Старорусский Лев инициировали подарок русскоустьинцам с земли предков — часовню с внутренним убранством (и списком утраченной иконы Знамения), срубленную по устоявшимся новгородским канонам.
Еще 20 мая сруб храма в 40-футовом спецконтейнере был отправлен на грузовой двор Санкт-Петербургского филиала АО «ТрансКонтейнер». Оттуда железнодорожным транспортом контейнер проследовал в Осетровский речной порт на Лене. В Якутск груз доставит ОАО «Ленское объединенное речное пароходство».
Фото из архива «НВ»