Среда, 17 июля 2024

Своя колея

Новгородские яблочники близки к расколу. Сёстры Черепановы не согласны с линией партии. Рассуждает Лев ШЛОСБЕРГ, член федерального Бюро РОДП «ЯБЛОКО».

Работу по формированию команды кандидатов в Великом Новгороде я начал с 24 мая в режиме «с чистого листа».

По итогам многочисленных встреч появилось представление о команде, проявились ее лидеры: Сергей Трояновский, Константин Хиврич, Татьяна Шмелева. Они дали согласие на участие в выборах и общими усилиями стали формировать команду кандидатов.

Я встречался, безусловно, также с людьми, обозначившими свои притязания на лидерство как в будущем списке кандидатов в депутаты, так и в региональном отделении при формировании его выборных органов. Соответственно, у нас состоялись два долгих разговора с сестрами Черепановыми, мы встречались в Великом Новгороде 7 июня и 21 июня. Мы проговорили в общей сложности около семи часов. Я объяснил им принципы работы по формированию команды, критерии оценки «кандидатов в кандидаты», предложил сестрам Черепановым войти в команду, выбрать себе территориальные группы и соответствующие им одномандатные округа. Они это предложение отклонили в категорической форме.

Любые другие варианты, кроме лидирующей позиции Анны Черепановой в едином списке партии, они рассматривать и обсуждать отказывались: «Мы не желаем своим авторитетом проводить в Думу людей, которые этого недостойны». Позиция Анны и Ксении была ультимативной: «Мы — лучшие. Ни у кого нет больших оснований для лидерства, больших заслуг перед партией, городом и его жителями». Эта позиция была абсолютно непоколебима.

У меня сложилось стойкое впечатление, что Анна Черепанова «подобрала» себе «ЯБЛОКО» исключительно как структуру для личного карьерного роста, место обретения новой руководящей роли, вариант работы в команде и постепенного нахождения своего места в партии Анну не устраивает. Меня предупреждали, что любые разногласия с Черепановыми завершаются жестким конфликтом и публичными атаками на оппонента. Но рамки данного мне председателем партии мандата предполагали, что я должен формировать команду и готовить проект решения Бюро при любых обстоятельствах.

Отклонив сделанное ей предложение, Анна Черепанова начала готовить свой список кандидатов, лидером которого была она сама. По сути это был «список прикрытия» для обоснования лидирующей позиции одного лица. Более того, сестры Черепановы предприняли значительные усилия, чтобы как можно больше кандидатов, особенно из числа членов партии, приглашенных нами к участию в выборах, отказались войти в команду Трояновского — Хиврича — Шмелевой.

Анна Черепанова при ведении своих переговоров вводила членов и сторонников партии в заблуждение, говоря, что, кроме списка, формируемого лицами, уполномоченными председателем партии, у нее есть разрешение на формирование другого списка, и предлагала людям войти именно в него, но никакой работы с документами кандидатов не велось, то есть фактически людей к выборам не готовили. Этим людям говорилось, что «если они порядочные люди», то откажутся от участия в выборах, если список партии не возглавит Анна Черепанова.

Когда Черепановым стало ясно, что, несмотря на предпринятые ими усилия не допустить формирования команды во главе с кандидатами С. Трояновским, К. Хивричем и Т. Шмелевой, команда формируется в полном составе, Анна Черепанова заявила, что партия вообще не должна выдвигать единый список на выборах в Новгороде. То есть — «если не я, то никто». В моем понимании, это был переход «красной линии».

На открытом заседании федерального Бюро «ЯБЛОКА» 5 июля в Москве вопрос выдвижения кандидатов в Новгороде обсуждался почти 4 часа. Анна Черепанова, приглашенная к участию в заседании, выступила с требованием либо принять ее вариант списка, либо не выдвигать единый список вообще. Она выступала столько, сколько считала необходимым, ей задавали вопросы члены Бюро.

Сергей Митрохин публично предложил ей принять участие в выборах в качестве участника команды партии. Анна отказалась с формулировкой «Безусловно, нет».

Все 18 членов Бюро при тайном голосовании поддержали выдвижение единого списка и списка одномандатников, подготовленного лидерами команды С. Трояновским, К. Хивричем, Т. Шмелевой, а также Е. Скородумовой и мной. Я высоко оцениваю результат нашей общей работы.