Среда, 17 июля 2024

Не надо торопиться

Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители понимают готовность по-разному

За компанию
Отправлять ребенка в школу, руководствуясь только его просьбами, очень рискованно.

Зачастую его «хочу в школу» означает не желание учиться, а охоту следовать внешним атрибутам — носить портфель, называться учеником, поскорее вырасти и стать как старший брат. Здесь важно убедиться, что ребенок действительно предпочитает учебу игре. Читая книгу, прервитесь на самом интересном месте и спросите, что он хочет делать — читать дальше или поиграть в машинку. Если он выберет машинку, о школе говорить еще рано.

Но что же делать, если ребенку уже исполнилось семь лет, а он все еще выбирает машинку? Неужели сидеть дома? Нет, конечно. Но постарайтесь обеспечить малышу комфортные условия обучения. Здесь очень важно найти нужного учителя, доброжелательно настроенного, который бы постарался максимально облегчить первокласснику вхождение в школьную жизнь.

Помимо желания учиться малыш также должен уметь адекватно смотреть на себя и воспринимать критику. Если он уверен, что всегда все делает лучше всех, он не будет продвигаться в учебе (зачем стараться, если он и так идеален?).

Готовность №1
Самая распространенная ошибка — определять готовность ребенка к школе по уровню общего развития. Благодаря телевидению сегодняшние дети много знают об окружающем мире, активно воспринимают любую новую информацию. К тому же с ними начинают заниматься еще с пеленок (за исключением неблагополучных семей). Неудивительно, что к пяти-шести годам запас накопленных знаний кажется родителям более чем достаточным («Я в его годы только «Мама мыла раму» по слогам складывал, а он уже три года французский учит»).

Вся сложность ситуации заключается в том, что такие умения легко бросаются в глаза и зачастую служат единственным критерием для выбора «серьезной» школы. В результате дети оказываются не готовыми к более сложным мыслительным операциям, возложенные на них задачи и требования родителей оказываются им не по силам. Чтобы неуспеваемость ребенка не стала для вас неприятным сюрпризом, убедитесь, что у него сформированы основные инструменты обучаемости, в первую очередь — память и внимание.

Не следить за языком
Несформированность речи — очень частый недостаток. По результатам исследования, она встречается почти у 60% первоклашек. И сюда относятся не только запинки и заикание, но и неправильное произнесение звуков, неумение выделить звук в начале-конце-середине слова, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составлять связный рассказ по картинкам. Такие дети плохо осваивают письмо и чтение, в самых запущенных случаях оказываются вообще неспособными к обучению.

Если у вашего малыша есть хоть какие-то проблемы с речью, надо обязательно заниматься с логопедом, в том числе и в начальных классах. При этом не рекомендуются школы с интенсивным обучением и углубленным изучением иностранного языка.

Кроме того, некоторые нарушения речи (в частности, заикание) могут говорить о слабой нервной системе. Обратите внимание, хорошо ли ребенок спит, не мучают ли его страхи (темноты, одиночества), не излишне ли он раздражителен, нет ли у него навязчивых движений (подергивания мышц лица, шеи, моргания), не грызет ли он ногти.

Если вы насчитали несколько признаков, лучше проконсультируйтесь с врачом-психоневрологом. Нервные дети плохо осваивают всю программу — чтение, письмо, математику. Им нужен щадящий режим обучения, с одним днем отдыха в течение недели (лучше в четверг), обязателен дневной сон. Выполнение домашнего задания не должно занимать больше часа.

Учитесь на здоровье
При нормальном развитии ребенка можно отдавать в школу и с шести лет. Только если он совершенно здоров.

Здоровье — главный фактор успешного обучения. К сожалению, почти 80% детей имеют физические или психические отклонения. Почти 40% первоклассников болеют раз в полтора-два месяца, по 7—10 дней. В результате они много пропускают и долго восстанавливаются. У них низкая работоспособность и высокая утомляемость. Им трудно даются школьные предметы. Если ваш ребенок часто болеет, не торопитесь с поступлением в школу. Сосредоточьтесь на укреплении здоровья малыша.

Фото из архива «НВ»