Среда, 17 июля 2024

Тепличные условия

Как помочь «домашнему» ребёнку пойти в школу

Вхождение в школьную жизнь — стресс для любого ребенка. Особенно для малышей, которые до этого — из-за болезни или по другим причинам — были неоправданно изолированы от других людей.

Школа — социальное учреждение, которое живет по своим правилам, и всем новичкам приходится к ним приспосабливаться. Если ребенок не общался со сверстниками, ему будет сложно войти в коллектив, завести друзей. Если он привык слушать только маму и бабушку, он не сможет адекватно воспринимать требования «чужого» взрослого, перейдет в разряд неуправляемых или, наоборот, замкнется в себе.

К тому же у слишком опекаемых детей часто не сформированы основные бытовые навыки. Они с трудом застегивают пуговицы, не умеют зашнуровывать ботинки, быстро собирать вещи. Мелочи, конечно, но в результате ребенок будет копаться на переменах, опаздывать на прогулки, не успевать поесть.

Все это может существенно осложнить жизнь и первоклашке, и преподавателю. Особенно если учительница требовательна, привыкла, чтобы все было по правилам, не любит «миндальничать». Родителям важно обеспечить максимально мягкий переход в новую жизнь. Не отдавать на продленку. Найти милую, добрую преподавательницу и объяснить ей особенности ребенка. Тогда она сможет мягко и тактично приучить малыша к новым правилам. А также помочь ему войти в круг сверстников. Правда, желательно, чтобы класс был с минимальной наполняемостью — 7—12 человек.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник
• Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.

• Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам.

• Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.

• Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.

• Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

• Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.

• Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.

• Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.