Среда, 17 июля 2024

Долгий путь до парка природы

Даже в видеокамере верблюдице Марте видится съедобный объект — до тех пор, пока её не обнюхала

В минувшую субботу безо всякой помпы, но при крайне подходящей к случаю солнечной погоде в Батецком районе открылся первый на Новгородчине парк живой природы. Первый зоопарк, говоря проще. Пообщавшись с его пока немногочисленными обитателями, первые посетители уходили довольными, со словами благодарности и пожеланиями дальнейшего и скорейшего развития.

Не буду ханжой: лично мне было приятно слышать добрые слова. Худо-бедно, а всё же сам оказался причастен к этому событию, которого ждал больше 30 лет.

Мне часто задают вопрос: «Почему зоопарк затеялся в Батецком районе, а не в Великом Новгороде, что было бы куда логичнее и — немаловажный момент — выгоднее?». Я всегда отвечаю, что этот вопрос надо бы задавать не мне, а людям с именами погромче. У меня ответа нет. Есть лишь факты и версии. Постоянные читатели «Нового Ноева ковчега», а таких, знаю, много, наверняка хотели бы с ними познакомиться. Что же, парадный репортаж с открытия оставлю фотографиям на этом развороте, непарадные же мысли попытаюсь изложить по порядку.

Пока здешнее поле с постройками на нем мало чем похоже на парк. Но будем надеяться, что это временно«Зоопарк должен быть построен»
Как на духу: мне давно хотелось, чтобы новгородцам, жителям города, где я родился и вырос, не надо было далеко ехать, чтобы посмотреть на животных. Посмотреть, что называется, стационарно — не в тесных клетках заезжих зверинцев, а в хороших условиях, когда зверями и птицами любуешься во всей красе, а не жалеешь их, уходя домой с тяжелым сердцем.

Помню, еще школьником, классе в пятом, даже позвонил по этому поводу в «Новгородскую правду», в рубрику «Вопрос — ответ» и был огорошен заведомым отрицанием такой идеи. Детская идея, однако, не умерла. Я усердно выискивал в газетах и журналах и клеил в «общие» тетради любые публикации, посвященные зоологическим паркам СССР и мира. Уже работая на станции юных натуралистов руководителем кружков, решил вернуть подорванное в детстве доверие к местной прессе и принес в «Новгородский комсомолец» заметку о необходимости зоопарка нашему областному центру. Заметку напечатали. Был декабрь 1982 года. С тех пор продолжал периодически то там, то сям бомбить общественное мнение на эту тему. А уж когда в январе 1997 года «Новгородские ведомости» опубликовали первый выпуск рубрики «Новый Ноев ковчег», бомбардировка пошла с нудностью Катона Старшего, неизменно заканчивавшего свои выступления в Римском сенате, вне зависимости от их тематики, так: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен».

Экзотические камерунские овцы приветливо встречают посетителейКак ишак ходил к падишаху
Общественное-то мнение было не против. Мои знакомые  дружно восклицали: «Конечно! А как же?! Надоело по периметру кремля круги с детьми нарезать! Чего-то нового, нормального хочется!». Это подбадривало, но с места затею не двигало ни на сантиметр. Зоопарк — дело не копеечное, одним чихом его не построишь.

Первую попытку хождения к властям предержащим предпринял я вскоре после заметки в «Комсомольце». Изложил мысли на нескольких машинописных страницах и принес в облисполком. Бюрократическая машина тогда работала исправно, без особой волокиты, и через какое-то время меня вызвали на беседу. Суть ответа была такова: идея отличная, но на ее реализацию нужны большие деньги — 2,5 миллиона (откуда такую цифру взяли — ума не приложу), только сейчас их нет, детским садикам на продукты еле хватает, а вот через несколько лет, когда со средствами станет полегче, можно будет вернуться к этому вопросу.

Изящно отфутболили — мягко и не обидно. В подтексте подразумевая притчу о Насреддине: через несколько лет кто-нибудь да помрет — либо ишак, либо падишах.

Через несколько лет грянули 90-е, страна развалилась, и с бюджетными средствами легче не стало. «Падишах» помер, но «ишак» тупо продолжал цепляться за соломинку надежды. Причем настолько крепко и где-то даже безрассудно, что когда во время моего одиночного велопробега «ИНТЕРЗОО-96» мне предложили стать партнером в создании частного зоопарка в Германии, я ответил: «Большое спасибо за предложение. Но сначала мне хотелось бы организовать зоопарк в Новгороде». И это было истинной правдой.

Индюк — птица грозная только с видуСлучай из Красной книги
Меж тем шли годы, надежда таяла, как сугроб в апреле, и я нет-нет да возвращался мыслями к тому немецкому предложению. Как вдруг... Да, это было, действительно, вдруг. Знакомый новгородский предприниматель оказался готов вложиться в создание собственного зоопарка. Предприятие рискованное, но оригинальность концепции давала надежду на привлечение не только новгородцев, но и туристов и таким образом сильно уменьшала риск.

Одним энтузиазмом, однако, подобное дело с места не сдвинуть. Время убогих живых уголков, приобретающих статус зоопарка, осталось в хаотичных 1990-х. Сегодня без властной поддержки разве только прыщ вскочит. Там, где региональному руководству достает мудрости – именно мудрости, а не ума или сообразительности — понять, что зоопарк это не блажь, а насущная необходимость, социальный объект, важный наравне с прочими объектами, а иных и поважнее, зоопарки имеют шанс явиться миру. Так это случилось в Красноярске, где идею создания зоопарка активно поддержал мэр Пётр Пимашков. И в Ярославле, где мэр Виктор Волончунас лично захотел, чтоб к 1000-летию города его жители получили подарок в виде зоопарка. И в Ижевске, где зоопарк строился по прямой инициативе удмуртского президента Александра Волкова.

Причем это зоопарки государственные, построенные с размахом. А частные? Да вот пример: парк птиц «Воробьи» в Калужской области за минувший год посетили 330 тысяч человек. Его владельцы уже через пять лет работы парка свели бюджет по нулям, а дальше он стал приносить даже прибыль. Почему? Да, Москва — с собственным, замечу, зоопарком — рядом, там народу много. Но будь «Воробьи» построены не заинтересованно — для себя, а абы как «для дяди», никто бы туда даже из Москвы не поехал. А так это отличный от других объект. И руководят им настолько грамотно, что посещаемость «деревенского» зоопарка получается такая же, как в туристическом Ярославле. Так что прецеденты имеются. И когда мы подступались к проекту, именно опыт «Воробьёв» сильно согревал.

Еноты-полоскуны родом из Америки, и в наших лесах они не водятся...Попытки зацепиться в областном центре и ближайших окрестностях успехом не увенчались. Вот тут-то и возник на горизонте Батецкий район, граница которого отодвинута от Новгорода чуть дальше, чем на 20 км. Попытка не пытка, едем туда. Тогдашний глава района Александр Тарасов принял решение по-десантному молниеносно: «Достопримечательностей не может быть слишком много. Мы хотим развивать у себя туризм, и чем больше будет проектов вроде вашего, тем лучше. Так что действуйте, а мы со своей стороны поможем всем, чем только в силах».

Все знают: если в России власть хотя бы не мешает инициативе — это уже более чем хорошо. А если обещает помогать и поддерживает пусть даже морально... Ну, это случай из Красной книги. Исключение, подтверждающее правило. Именно так оказалось на батецкой земле. Мудрость это или дальновидность? Как хотите, так и назовите, особо не деликатничая.

«За попытку – спасибо»
Когда потенциальные посетители открывшегося парка живой природы спрашивают, отчего мы забрались так далеко, большинство имеет в виду, что райцентр Батецкий лежит в шести десятках километров от Великого Новгорода. На самом же деле территория для парка была выбрана максимально близко: 23,1 км по Лужскому шоссе и 1,7 км от поворота с него на Тёсово-2. Итого около 25 километров от границы областного центра. Полчаса спокойной езды.

Да, пешком не добраться. Мамочки с колясками лишены возможности прогуливаться среди зверей и птиц. Но организованным туристическим и экскурсионным группам в автобусах и владельцам собственных колес место доступно более чем. Был бы интерес. А он есть.

Выбор места определялся именно близостью к Новгороду, наличием электролинии и транспортной доступностью с хорошим или нормальным асфальтовым покрытием. Было зарегистрировано крестьянское фермерское хозяйство, и год  назад строительство будущего объекта сельского туризма началось. За это время в чистом поле поднялись двухэтажное здание под кафе и административный офис, домик с котельной и комнатами персонала, здания кассы и туалетов (без этого никуда), контактное «Сельское подворье» с овчарней, конюшней и птичником и несколько вольеров для диких животных. Проложены сети водопровода, канализации, электро- и теплоснабжения.

Двухлетний ослик Дейл — хулиганистый зубастый подросток, и ухо с ним лучше держать востроНачала составляться живая коллекция. Из Тамбова приехала верблюдица, из Подмосковья — ослик, из Нижнего Новгорода — енотовидные собаки, из Петербурга и Пензы — еноты-полоскуны, из Гродно — камерунские овцы и козы. Все те, кто сегодня встречает посетителей парка, доставляя им приятные минуты своим поведением и общением. Хотелось бы, конечно, чтобы животных было больше, но пока это всё.

И построенные здания, к сожалению, тоже еще не доведены до ума. А ряд вольеров вовсе не построен. Причина банальна: закончились деньги. Новых пока нет. Очень надеюсь, что пока. Хотя животные стабильно получают свои корма, с голоду умереть им не дадут. Да еще окрестные жители завалили их яблоками, кои всюду нынче щедро уродились. И хотя яблоки едят только копытные, да и то немного, дабы не повредить пищеварению, внимание такое приятно и трогательно.

Вынося в подзаголовок цитату из поэмы Вознесенского, я вовсе не хотел назвать проект создания парка живой природы в Батецком районе авантюрой, которая к тому же не удалась. Никакая это не авантюра, и она — судя по отзывам первых посетителей — удалась. Хотя и далеко не в полной мере, но это уже моё личное мнение — вечно недовольного собою перфекциониста, побывавшего в 125 зоопарках мира.

Да, парк живой природы в его нынешнем виде пока не зоопарк, а лишь зародыш будущего зоопарка, да и поле с постройками на нем мало напоминает настоящий парк. Однако скажем честно: это великое дело, что на Новгородчине появилась перспектива для развития собственного зоопарка без решеток и тесных клеток. Где дети радуются от всего сердца, а взрослые ненадолго становятся детьми. Где уже горит маленький, но такой важный огонёк свечи, согревающей человеческие души...

Фото автора