Среда, 17 июля 2024

Гордиев узел

Что общего между искусством и верёвкой? Рассуждает Мария КЛАПАТНЮК, обозреватель «Новгородских ведомостей».

Традиционная волна выставок, на этот раз августовская, по словам самих устроителей — Городского выставочного центра,  объединена одной — женской — темой.

Но наиболее запоминающейся и пикантной ожидаемо стала фотовыставка «Пленённые красотой», сделанная в основном мужчинами. Зато с женщиной, если так можно выразиться, в главной роли. Проект создан шибари-клубом «Югэн» при участии музея эротики «МузЭрос» в Санкт-Петербурге и представляет собой первую в России специализированную выставку, посвящённую шибари — японскому искусству эротического связывания.

Знатоки восточной культуры утверждают, что шибари испытало на себе влияние традиций боевого связывания ходзё-дзюцу, изображений сцен пыток в театре Кабуки и творчества ряда художников. Каким образом столь специфическое зрелище добралось до Великого Новгорода даже директор ГВЦ Сергей ПУХАЧЕВ объясняет пространно: «Я-то, конечно, ищу совсем другого в изобразительной культуре. Мне бы хотелось разговора с умным человеком через кисть и холст, но если я буду следовать только своим желаниям, то центр закроется через месяц-полтора. А потому делаю шаги навстречу зрителю».

Шаги были предприняты явно в нужном направлении, интерес к искусству эротического связывания действительно оказался большим. А самое главное — о выставке заговорили. Всё больше, разумеется, о бренном: порнография на фото или что-то ещё?

Но искусствовед Пухачёв попытался посмотреть на обнаженные женские тела, притязательно связанные грубыми верёвками, с оригинальной точки зрения: тут тебе и современные вопросы отношений мужчины и женщины, и размытость с неопределённостью гендерных ролей, и постоянные стрессовые ситуации выбора из множества вариантов, потеря доверия людей друг к другу и ответственности в отношениях. И так далее, и так далее, хоть учебник по психологии пересказывай.

Шибари (сибари) — японское искусство эротического связывания веревкой. Отличительными особенностями являются повышенная сложность и эстетичность обвязок. Зародилось в Японии в XV—XVI веках. Более 15 лет известно в Европе и России

 Заходил ли зритель в такие дебри самокопания, разглядывая качественно отпечатанные фотографии, судить не берёмся, более того, и сами авторы работ вряд ли смогли бы так глубоко окунуться в суть вопроса.

К примеру, основатель клуба «Югэн» Борис МОСАФИР на краеугольный вопрос, является ли шибари искусством или представляет из себя не более чем одну из форм порнографии, нашёлся сразу: «Конечно, это искусство, потому что мастер шибари должен много чего знать, уметь, чувствовать. И еще потому, что это не каждому дано.

Каждый акт связывания — это акт творения, особенно если мы говорим о внешней стороне шибари. Это искусство очень молодое и многогранное. Да, изначально это японский вариант БДСМ. Но, как и многое другое, что имеет японские корни — оригами, чайная церемония, икебана, бонсай — оно стало искусством. Но так как основа — БДСМ, то и отношение зрителя соответствующее. Ничего удивительного тут нет».

А одна из моделей клуба Александра Лукашева готова объяснить всем непонимающим, что удачным бондаж получится только в том случае, если мастер привлекает как человек и как мужчина: «Поэтому, если я не уверена, что хочу быть связанным этим конкретным человеком, то отказываю без раздумий. От мужчины нужно желать бондаж, а не просто соглашаться на связывание, руководствуясь принципом «а почему бы и нет»? Да, бывает, что некоторые мыщцы затекают, но это столь незначительное неудобство! Если что-то начинает затекать, нужно просто сказать об этом, и он или изменит положение тела модели или развяжет полностью».

Стоит ли копаться дальше? Каверзный вопрос. Во всяком случае копаться публично согласны далеко не многие, может быть, поэтому большинство гостей ГВЦ свои впечатления умещают в простое: «Будоражит, эстетично, и на том спасибо!».