Среда, 17 июля 2024

В поисках русскости

Здесь каждый нашёл интересное для себя

приехали художники на всероссийский пленэр в Великий Новгород

Более 20 живописцев и графиков из городов Северо-Запада и Центра страны на протяжении одиннадцати дней — с 8 по 18 августа — в рамках проекта «Великий Новгород в палитре художников» работают в областном центре и его пригородах.

— Хотя, конечно, заявок на участие нам поступило больше, — сказал председатель новгородского отделения Союза художников, заслуженный художник РФ Булат ЯМАНОВ. — Писать Великий Новгород мечтают многие.

Чистый лист
Многие приезжают сюда самостоятельно: либо во время учёбы в художественных училищах, либо к своим знакомым художникам на пару дней. Но так массово и организованно художники появились здесь впервые.

Проект «Великий Новгород в палитре художников», разработанный Государственным музеем художественной культуры Новгородской земли и новгородским отделением Союза художников, стал одним из победителей областного конкурса инновационных творческих проектов «Новгородика», и на его реализацию было выделено 100 тысяч рублей. Сумма, бесспорно, небольшая. Её едва хватило, чтобы оплатить проживание художников. Поэтому, естественно, искали дополнительные источники финансирования. Но комом первый опыт организации мероприятия такого масштаба явно не стал.

— Живописец учится всю жизнь, — говорит народный художник РФ Валентин ЧЕКМАСОВ. — И работа на натуре — неотъемлемый элемент этого. На пленэрах мы черпаем для себя много новых идей, делаем наброски, которые впоследствии перерастают в картины, общаемся с коллегами... Ведь художник — это одиночка. Основное время мы проводим у себя в мастерской за работой. А здесь можем, как говорят, глотнуть воздуха. Это очень важно и интересно. Тем более в таком городе.

Надо сказать, что многие из участников пленэра до этого бывали в Новгороде: кто — проездом, а кто — во время проведения здесь несколько лет назад зональной всероссийской выставки «Российский север», но мало у кого руки доходили до холста. Поэтому для них город на Волхове — чистый лист.

— Новгорода я почти не знаю, — призналась народный художник Республики Коми Татьяна ВАСИЛЬЕВА. — Единственная ассоциация: «Россия», «истоки русской культуры». В Москве всё это уже утеряно, а здесь русскость — повсюду. Обычно я еду на пленэры с уже определёнными заготовками, но сейчас даже не знаю, чего бы я хотела. Но! Люблю архитектуру, и здесь есть, на что посмотреть. Так что, думаю, понимание придёт во время работы.

Пленэр появился в начале XIX века в Великобритании благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм стал основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес

Made in China
Едва «высадившись» на новгородской земле, живописный десант тут же растворился в городской среде. Причём в сердце областного центра — кремле — и его окрестностях, как это ни странно, большого скопления живописцев не наблюдалось. «Парадные» картинки города, как признавались сами художники, их не очень привлекают. Хотя, конечно, почти каждый успел запечатлеть и Софийский собор, и звонницу. Но всё-таки больше мастеров кисти и холста, вооружившихся картой города, манили затерявшиеся на Торговой стороне маленькие улочки с их особым колоритом и духом старины.

Нелли ГРИГОРЬЕВУ из Петрозаводска мы встретили на Ильиной улице. Сидя на маленьком раскладном стуле, она зарисовывала городской пейзаж: двухэтажные домики, скрытые от глаз яблонями, церковь Спаса...

— Эту улицу и храм я помню с детства, когда мы приезжали сюда на пленэр от детской художественной школы. Есть в этом районе что-то особое, не передаваемое словами. Здорово, что вам удалось это сохранить, — сказала художница. — На этом, собственно, мои познания о городе заканчиваются. Хотя Великий Новгород — город очень богатый в плане достопримечательностей. Но лично мне хотелось бы запечатлеть не просто одиноко стоящий храм, а панораму. Вот ходим, ищем... Сейчас коллега ушел фотографировать окрестности. Придёт — решим, куда пойдём дальше.

Конечно, художники с этюдниками, пишущие новгородские достопримечательности, для новгородцев не редкость. Чего не скажешь о гостях земли новгородской — туристах. Особенно иностранцах. Китайцев, в частности. Этот любознательный народ запечатлевает на фото и видеокамеру, кажется, всё и всех подряд. Не обошли они своим вниманием и художников, приехавших на пленэр.

Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами

 — Ладно бы, фотографировали нас за работой, так ведь они норовят заснять и саму картину, — с юмором говорит живописец из Вологды Валерий ПОПОВ. — Мне чуть ли не отбиваться в кремле от них пришлось: столько их понабежало с фотоаппаратами. Так что я не удивлюсь, если они потом с этих снимков, чуть подкорректируя, наштампуют сувениров и нам же их продадут.

Пополняя запасы
Выражаясь языком бизнеса, пленэр — это реклама места. В багаже художников появляются картины, связанные с городами, в которых они побывали. Появившись в палитре художников России, Великий Новгород, несомненно, привлечёт к себе внимание, считают организаторы проекта.

Но это не единственный плюс: фонды Музея художественной культуры Новгородской земли значительно пополнятся. Ведь художники после пленэров традиционно презентуют свои работы, которые затем будут участвовать в выставках.

А пока горожане могут видеть практически всё, что создали художники: эскизы, наброски, незаконченные и уже готовые картины, — на вернисаже, который будет работать в Музее художественной культуры Новгородской земли всего два дня — сегодня и завтра.

Фото Владимира МАЛЫГИНА