Среда, 17 июля 2024

Серьёзный фильм о войне

Февраль 1991 года. Мир следит за войной в Персидском заливе. «Буря в пустыне» в разгаре. Командир танкового подразделения полковник Серлинг (Дензел Вашингтон), совершает страшную ошибку во время ночной атаки, в результате чего погибают американские военнослужащие. Такое случается на войне, и тогда гибель своих списывается по жутковатой, но реальной графе «естественная убыль». Так что начальство решает замять это дело и отправляет Серлинга на бумажную работу в Пентагон.


Полковник томится в этой рутине, как сардина в банке, и тут ему дают непростое задание: проверить, годится ли в кандидаты на Медаль Почета Конгресса капитан Карен Уолден (Мэг Райан). Пикантность момента состоит в том, что медаль надо вручать посмертно. А дело-то тёмное. Группа бойцов с ранеными попала в окружение. Экипаж спасательного вертолёта во главе с капитаном Уолден остался с ними, после того как машина была сбита. Уолден погибла, её представили к награде, пресса сделала из неё героиню. Но была ли она убита в ходе спасательной операции, или её подчинённые струсили и бросили офицера, подставив под удар штурмовиков с напалмом?


В ходе расследования Серлинг натыкается на множество фактов, которые командование хотело бы скрыть. Показания противоречат друг другу, установить истину невероятно сложно, но совестливый полковник приложит все усилия, чтобы дорыться до правды, как бы глубоко она ни спряталась...


Сегодня серьезный фильм о войне — большая редкость. Лента «МУЖЕСТВО В БОЮ» (понедельник, 26 августа, Первый канал, 00.25) из разряда как раз таких. Да и показанные в ней события на момент выхода картины в 1996  годы смотрелись еще вполне свежо.


Самому фильму стоило бы дать награду «За мужество». Больше впечатляют даже не обстоятельства одного боя, который разные свидетели описывают по-разному, в конце концов открывая большую ложь. Впечатляет хорошо переданная общая атмосфера под девизом «дерьмо случается» — ну, случилась война, сбили вертолет, произошел бой, кто-то выжил, кто-то нет — что ж поделаешь?


Но и зрелищный рад не последнее дело. Батальные сцены великолепны. Снимавший картину сценарист и режиссер Эдвард Цвик — мастер масштабных потасовок на уровне Спилберга. Другой явной его целью было популяризовать армию как институт мужества и доблести среди американских подростков. Он и с этой задачей сладил отменно. После просмотра остаётся столь приятное патриотичное послевкусие, что, будь я молодым американцем – рванул бы в ряды звёздно-полосатой армии прямо из кинозала...